«Я НЕ ПОДУМАЛ», «Я ПРОСТО ПОДУМАЛ…» Об одном редком умении

Игумен Нектарий (Морозов)



Какое объяснение мы слышим чаще всего, когда задаем человеку вопрос о причинах его поступков – неразумных, опрометчивых, греховных, в конце концов?

– Прошу прощения, я не подумал…

И точно такой же ответ даем мы нередко сами себе, если решаемся выяснять, почему подобные поступки допустил не кто-то другой, а лично мы.

Ответ этот настолько распространенный, что кажется универсальным: он всегда представляется лучшим оправданием любой несуразности, глупости, преступной халатности, а подчас и самой настоящей непорядочности. Тем более что в большинстве случаев он носит предельно искренний характер. Одно только смущает: а имеет ли право человек, существо разумное, раз за разом совершать ошибки, «не думая», снова и снова находить для себя в этом «недумании» утешение и совершенно не смущаться тем, что думать – его прямая обязанность, неотъемлемый долг?..

Впрочем, есть и еще один вариант ответа на вопрос о том, как случилось то или иное событие, которого никак нельзя было допускать:

– Я просто подумал, что…

И, надо сказать, этот ответ звучит в ситуациях, которые вызывают максимальное недоумение и вместе возмущение: как же такое вообще может быть?!

И мы, ранее негодовавшие по поводу того, что кто-то не подумал, в гневе противоречим сами себе: «Да ты лучше не думай, у тебя все равно не получается!»

Но в действительности противоречия особого нет.

Люди с такой регулярностью делают глупости, не подумав, и еще большие – подумав – по одной и той же причине: умение думать сегодня – огромная редкость. Это не форма речи, не что-то сказанное ради красного словца, это реальная и притом огромная беда. Мы, священники, как и любой, кто пропускает через себя так или иначе поток самых различных людей, сталкиваемся с этим постоянно: все больше и больше в наши дни тех, кто в принципе не знает, что такое логика, кто не способен делать самые элементарные выводы, для кого мыслить – тяжкий, ибо малознакомый, труд.

Наверное, есть множество факторов, обуславливающих это форменное бедствие, скорее всего это вообще тема для серьезного и кропотливого исследования, и, наверное, даже не для одного, а для многих. Кроме того, нельзя с уверенностью сказать, что оно уникально и является приметой лишь нашего времени. Но однозначно: это и правда бедствие, и развивается ситуация по нарастающей.

Проблема эта, безусловно, такова, что у нее нет какого-то чудесного, сиюминутного разрешения, но есть все же то, что находится хотя бы в какой-то степени в нашей власти. Мы можем делать все зависящее от нас, чтобы учить думать – всерьез, по-настоящему – наших детей, наших учеников и подчиненных, если они у нас есть, наших родных и близких, а главное – учиться сами. Поскольку умение думать таково по своей природе, что стоит начать им пре-небрегать, как оно постепенно утрачивается.

Как учиться думать? Полагаю, что не ошибусь, если одно из главных мест отведу здесь хорошему, серьезному чтению.

«Серьезное чтение необходимо: оно активизирует мыслительные способности, всесторонне развивает мозг»

Помимо всего прочего, что можно сказать о пользе от чтения, оно активизирует мыслительные способности человека, всесторонне развивает мозг. Человек, читая, в течение сравнительно короткого времени переживает множество различных ситуаций, сталкивается с необходимостью их осмысления и оценки, приобретает новые знания, актуализирует знания уже имеющиеся. И, конечно, еще больше пользы от чтения человек получает в том случае, если учится читать не поверхностно, а вдумчиво, в идеале – если он обсуждает прочитанное с другими людьми: членами семьи, друзьями, а то и вовсе с членами литературного кружка. Это относится к разряду прописных истин, но между тем если говорить о России, то наша страна уже давно не может претендовать на звание самой читающей в мире: как свидетельствует статистика, до 44% ее граждан не прочитывают в течение года ни одной книги. Но опять же: мы не можем повлиять на это положение вещей в целом, однако читать и прививать любовь к чтению тем, кто рядом с нами, однозначно в нашей власти.

При этом хорошо бы помнить о том, что «потоковый» просмотр телепрограмм, сериалов и фильмов невысокого художественного уровня, бесконечное зависание в соцсетях, увлеченность всевозможными игровыми приставками и компьютерными играми оказывают на мозг человека совершенно противоположное чтению воздействие: перегружают и «усыпляют» его, делают слабым и ленивым.

Еще один крайне важный для умения думать момент – это неукоснительно соблюдаемое человеком правило: анализировать свою деятельность, жизнь в целом и уж по крайней мере наиболее значимые в ней события. Этому, скажу снова, можно и нужно учить детей, учеников и сотрудников, и к этому можно и нужно регулярно понуждать себя. Ежедневная работа над ошибками – то, что коренным образом меняет и самого человека, и его жизнь.

«Ежедневная работа над ошибками коренным образом меняет и самого человека, и его жизнь»

Еще один навык, который крайне желательно приобрести и который тесно связан с навыком к анализу, это обыкновение обдумывать свои слова и поступки и лишь после этого – говорить и действовать. Собственно говоря, вышеупомянутая работа над ошибками с неизбежностью приводит человека к этому выводу: львиную долю ошибок он совершает именно из-за того, что размышление не предшествует действию.

Есть, безусловно, и то, что всерьез препятствует этому процессу навыкновения. Препятствует до такой степени, что нередко человек предпочитает ошибаться, попадать в одну неприятную ситуацию, переходить из нее во вторую и тут же оказываться в третьей, но ничего не менять – по-прежнему жить не думая.

Думать на самом деле трудно. И не только потому, что мы заставляем работать свой мозг, выводя его из состояния обычного расслабления и разленения, не только потому, что на это требуется определенно время и необходимо сдерживать эмоции, побуждающие нас говорить или совершать какие-то поступки моментально, без отлагательства. Навык анализировать свою жизнь, обдумывать дела уже сделанные и предлежащие, воспринимать осмысленно, критически ту реальность, в которой ты существуешь, с неизбежностью ставит человека перед множеством проблем – не технических, не материальных, не интеллектуальных лишь, но и нравственных. Это и есть самое сложное.

«Не задумываясь», человек проскакивает ми-мо множества ситуаций, требующих его христи-анской оценки, его отношения по совести. А заду-мываясь, неминуемо сталкивается с этими требованиями лицом к лицу. И потому оказывается, что не думая жить проще. Не так все серьезно. Не так ответственно. И даже подчас не так страшно. Стандартная ведь ситуация: совесть беспокоит, пытается что-то подсказать, задержать наше внимание на чем-то очень важном, но параллельно звучит убаюкивающий, усыпляющий нас голос: «Не зацикливайся на этом, не усложняй, будь проще, не думай…» И это точно не забота о нас нашего Ангела-хранителя.

Когда Господь говорит о том, что имеющие уши должны слышать, читающие – разуметь, то речь именно об этом: о том, что каждый человек должен уметь понимать происходящее с ним и вокруг него, что никто не может оправдаться тем, что, имея уши, не слышал и, читая, не разумел, поскольку все мы наделены этим даром: осознавать, мыслить, находить таким образом смыслы – и очевидные, лежащие на поверхности, и те, что кажутся сокровенными, но для внимательного человека становятся столь же очевидными.

Святые отцы называли человека существом словесным, иначе – разумным. И совершенно согласно в этом с ними наука также именует нас homo sapiens. И такими мы должны непременно быть – разумными. Потому что без этого очень трудно оставаться людьми в подлинном смысле этого слова. И совершенно невозможно быть христианами.

А следовательно, обязательно нужно заставлять себя думать. Как бы это ни было подчас неудобно, как бы ни было трудно и даже страшно.

И обязательно нужно прийти рано или поздно к тому, чтобы, объясняя тот или иной свой поступок, нам и в голову не пришло бы сказать:

– Я просто не подумал…

И чтобы никто в ответ на наше: «А я так думал» – не мог нам с досадой бросить:

Не нужно тебе этого делать, все равно не умеешь!

27 января 2020 г.