«Тяжкая болезнь — это не наказание, а особая Божья благодать.» Семь важных советов доктора медицины протоиерея Сергия Филимонова

Отец Сергий — практикующий врач высшей категории, хирург, профессор университета в Санкт-Петербурге, автор множества изобретений в области медицины. И он же — настоятель храма, кандидат богословия, редактор журнала «Церковь и медицина». Самая популярная его книга «В помощь болящему» издавалась несколько раз и пользуется особым спросом. Вот несколько советов замечательного пастыря.

К врачам и епископы ходят

Известно, что Серафим Саровский, Амвросий Оптинский не лечились в больницах, не пили таблеток, а просто доверили себя Богу. Но это великие подвижники, люди высочайшей духовной жизни. Мы — обычные и, заболев, должны идти к врачу. Церковь благословляет на лечение всех: мирян, священников, епископов.

Ошибочно думать, будто отказом от медицины можно достигнуть святости, — это не подвиг, а проявление гордыни.

Как пользоваться святым елеем

Освящённый елей может помочь в болезнях. Им можно помазывать чело и больные места, причём чем острее симптомы заболевания, тем чаще и обильнее нужно помазывать с верой и упованием на Бога.

Но следует помнить, что он не может заменить лекарство, которое вам прописали. Лекарство мы принимаем в расчёте на эффект от его химического состава, не зависимо от нашего душевного состояния. Елеем мы помазываемся с верой и надеждой на помощь Божию. Помазываться нужно крестообразно и обязательно с молитвой. Лучше читать при этом «Отче наш», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», а потом добавлять молитву своими словами. Можно приложить к больному месту ватку или кусочек ткани, пропитанный освящённым маслом. Только не выбрасывайте потом эту ватку в мусор, её положено сжечь.

С точки зрения науки святой елей не имеет особого значения. Но есть немало примеров, когда люди, которые освящались елеем, выздоравливали. Господь лучше нас знает, когда и как помочь нам в испытаниях.

Может ли «целитель» быть православным

Если человек называет себя «православным целителем» и на память читает молитвы, — это не значит, что ему можно доверять. Немало шарлатанов обставляются сегодня иконами и цитируют Библию. Некоторые имитируют ещё и духовную поддержку: наставляют пациентов, как молиться, к какой святыне ехать. В итоге больной, очарованный таким «пастырем», оказывается в полной психологической зависимости.

«Целители» действуют без благословения, подвергают риску чужое здоровье и по сути ставят себя вне Церкви. Любое желание «исцелять» ближних, не имея образования и опыта, происходит не от любви, а от гордости и самообмана. Настоятельно советую: не доверяйтесь кому попало.

Избегайте двух ошибок

Для успешного лечения больной должен доверять своему врачу. При этом важно избегать двух ошибок. Первая – обожествление врача – происходит, когда человек забывает о Боге и считает, что его здоровье зависит исключительно от доктора. Если стало лучше, то благодаря лишь врачу. Если хуже, то в этом виноват только врач. Это заблуждение.

Вторая ошибка – стремление многократно перепроверять медицинские решения. Больной начинает ходить к разным врачам и обнаруживает разницу в их советах. Но абсолютного совпадения быть не может: каждый врач имеет свой подход, индивидуальный почерк проведения операций и процедур.

Поэтому, если вас лечит опытный врач, самое правильное – не тревожиться и положиться на волю Божию. Хотя это не исключает возможности дополнительных консультаций.

Что можно, а чего нельзя

Церковь не благословляет фетальную терапию (использование тканей человеческих эмбрионов), кодирование больных наркоманией и алкоголизмом, суггестивную психотерапию, ЭКО. С осторожностью надо относиться к косметической хирургии. Одно дело, когда пострадавшему улучшают внешность после травмы лица, и совсем другое, когда кто-то старается «омолодиться» ради удовлетворения блудных желаний. Недопустима уринотерапия. Согрешивший должен исповедаться и над ним прочитают специальную молитву как над человеком, «ядшим скверное».

Из допустимых методов можно назвать фитотерапию, гомеопатию, иглоукалывание. Но нужен разумный подход. При аппендиците гомеопатия не поможет. Сначала обращайтесь к официальной медицине, а потом, если врач посоветует, используйте альтернативные варианты.

Если вами займутся хирурги…

Накануне операции обязательно помолитесь за всех медиков, которые примут в ней участие, – хирургов, анестезиологов, медсестёр:

«Господи, помяни врачей, собирающихся оперировать меня, и соделай их руками Своими, да необходимую хирургию совершат благополучно. Во всём вразуми и настави их и помоги им!».

«Ум и руки врачующих нас благослови!»

Вечером прочитайте молитвенное правило, утром – утренние молитвы. А потом в ожидании каталки, на которой вас повезут в операционную, начинайте произносить краткую молитву. Это может быть Иисусова молитва или совсем коротко: «Господи, помилуй! Господи, благослови!» Важно, чтобы ваша молитва была непрестанна. В операционной не стесняйтесь перекреститься. Ничего не бойтесь: Господь вам поможет.

Скажи мне, Господи, число дней моих

Диагноз «рак» воспринимают как страшный приговор. Задают вопрос: «За что?» И в этом ошибка. Болезнь, даже самая тяжёлая — не наказание. С религиозных позиций онкология имеет своим главным назначением «извещение» человека о том, что время его жизни исчислено, отмерено и ему предстоит путь в Царствие Небесное.

При этом не так важно, сколько времени пройдёт от диагноза до момента ухода из жизни: бывает, месяц, а бывает и двадцать лет. Главное, что свыше прозвучал удар в колокол, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь.

Это «извещение» — особая Божья благодать, милость Бога к тому, кто заранее предупреждён. Ведь бывает иначе: внезапная смерть, когда человек не в состоянии что-то осмыслить. А церковные таинства требуют от того, кто к ним приступает, именно ясного сознания, покаяния.

Так что не будем роптать на болезни, даже самые тяжёлые. Они имеют свой смысл и попускаются Богом для нашего спасения.