Народные приметы и праздники

14 июля Международный День хаоса и беспорядка.

День смородины.

День придумывания 27 слов на букву О.

В 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде представлен первый русский автомобиль.

Кузьма и Демьян. Летние Кузминики. Разгар сенокошения. Идет прополка огородов. Выходят с этого дня на покосы. Говорят: «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут». Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли. Огородники начинают полоть гряды и вырывать так называемые «корневые овощи» для продажи.  Летние Кузминики — праздник женский. В этот день устраивали женские сборные пиры — братчины, готовили растительную пищу, пили пиво. Девушки варили кашу — сыпчину, «сборную» общую кашу, на которую каждый приносил что мог: кто муку, кто зерно, кто сахар, кто соль. Идет сбор малины и крыжовника.

Святитель Феофан Затворник. «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Господь дает этим разуметь, что духовное родство, которое Он пришел насадить и возрастить на земле, не то, что родство плотское, хотя по форме отношений, оно одинаково с плотским. И в нем есть отцы и матери, — это те, которые рождают словом истины или благовествованием, как говорит апостол Павел. И в нем есть братья и сестры, — это те, которые от одного рождены духовно и растут в едином духе. Родственное сочетание здесь зиждется действием благодати. Но оно не внешне, не поверхностно, а также глубоко и жизненно, как и плотское, только место имеет в другой области — высшей, важнейшей. Потому-то и преобладает над плотским, и когда требует нужда, приносит его в жертву своим духовным интересам, без жаления, в полной уверенности, что это жертва Богу угодная и Им требуемая.

15 июля Всемирный день навыков молодежи.

В 1822 г. открылась Нижегородская ярмарка – крупнейшая ярмарка в царской России.

День русской лени.

День рисования углём.

День военного эколога.

День Фотия. Берегиня. В этот день по старой памяти чествовали Берегиню — покровительницу живущих по берегам рек и защитницу здравия. Она хранила крестьянский от всех напастей, от недородов. Она берегла крестьянский скот, была пособницей рыбакам. По древним поверьям, в этот день Берегиня оглядывает сенокосные угодья, полнит травы целебными силами. Позднее вера в Берегиню перешла в такие заговорные слова: «Матушка Сырая Богородица, сыми с ново сердца тяготу. Встану благословись хлеб — соль едучи, во дворе ли идучи, острой косой ли скашимиочи!» Руки Матери Сырой Богородицы как бы держат цветы и травы. Вышивальщицы украшали полотенца знаками росы, животворная сила которой, касаясь лица крестьянина, снимала бы усталость, передавала бы утреннюю прохладу. В сенокосную пору полагалось вышитые полотенца выносить на луга. Умываясь, косцы вытирали лица целительными полотенцами, свято веруя, что образ Матери Сырой Богородицы приник к их душам и не оставит и ныне, и впредь.

Святитель Феофан Затворник. Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию. На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано. На втором — те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его, в угоду своих привязанностей. На третьем — те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшиеся было под действием слова Божия. На четвертом — те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.

16 июля День городов Каменск-Уральский (321 год), Серпухов (683 года).

Международный день змеи.

В 1748 г Михаил Ломоносов впервые сформулировал «всеобщий естественный закон» – закон сохранения материи.

День вкусной еды.

День рисования на асфальте.

Мокий и Демид. Маков День. На Мокия лучше не начинать новых дел и вообще следует быть острожным. Мокий и Демид в поле стоят Мокий землю мочит, а Демид — на стогу стоит. Мокий поля орошает, а Демид с сеном убрать поспешает. Еще этот день называли Стожары, или Сажар. Стожары — это созвездие Плеяд, Медведица. Появление сего созвездия предвещает звероловам счастливый поиск. Не видя его, они ни за что не решатся быть в лесу за охотой. Поэтому говорят: «Коли звездисто и стожар горит, иди смело на медведей». На Мокия, в Маков день, собирали мак. В этот день часто бывают грозы.

Святитель Феофан Затворник. У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в приточную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. «Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. . . Ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13, 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится».

17 июля День рождения морской авиации ВМФ России (106 лет).

День металлурга.

День городов Липецк (319 лет), Первоуральск (290 лет).

День этнографа в России.

Всемирный день эмоджи, посвящённый сверхпопулярным в современном обществе пиктограммам, идеограммам и смайликам, используемым в системе электронного общения(смс, форумы, чаты и т.д.).

День дарения подарков.

День без купальников.

Андрей Налива. В этот день чтили овес и этого дня озимые наливаются. Озими в наливе, греча на всходе. Среди лета появляются на деревьях желтые листья — к ранней осени и зиме. Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет. Озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос. Зерно в колоске, не валяйся в холодке. Выпадавший в этот день дождь называли андреевским.

Святитель Феофан Затворник. Гадаринцы видели дивное чудо Господне, явленное в изгнании легиона бесов и, однако же, всем городом вышли и молили Господа, «чтобы Он отошел от пределов их». Не видно, чтобы они враждебно относились к Нему, но не видно и веры. Их объяло какое-то неопределенное страхование, по которому они желали только: иди мимо, куда знаешь, только нас не касайся. Это настоящий образ людей, которые мирно в имениях своих живут. Сложился около них порядок вещей не неблагоприятный; они привыкли к нему, ни помышлений, ни потребности нет, чтобы изменить, или отменить что, и боятся они сделать какой-либо новый шаг. Чувствуя, однако, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое, — они всячески избегают случаев, могущих довести их до таких убеждений, чтоб прикрываясь неведением, жить покойно в старых привычках. Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги, и заводить беседу о духовных вещах, из опасения растревожить свою совесть, которая пробудившись начнет понуждать одно бросить, другое принять.

18 июля День создания органов государственного пожарного надзора (15 лет).

Международный день Нельсона Манделы.

День «Обнимите своих детей».

День идеальной семьи.

День прогулок под дождём.

Всемирный день слушания.

Афанасьев день. Афанасий Афонский. Афанасьев день — месяцев (лунный) праздник. Этот день считается праздником месяца. Вечером выходят смотреть на месяц. Коли месяц играет — хороший урожай. Если месяц светит ясно, осень будет сухой и тёплой.

Святитель Феофан Затворник. Отчего многие не разумеют бесед о духовных вещах? По причине отолстения сердца. Когда сердце полно пристрастий к земным вещам, тогда оно грубеет, как сказано: «уты, утолсте, расшире». В этом виде оно, как тяжелая гиря, вниз тянет и приковывает к земле всю душу и с ее умом. Тогда вращаясь все в кругу низких предметов, и оно становится низкомыслящим и не может воспарять горе, как обремененная пищею птица. Вращаясь же не видит горнего, и весь склад его противен ему. . . То совсем безвестная для него страна. В сумме своих понятий и опытов не имеет он ничего, к чему мог применить тамошнее, чтобы увидеть его хоть зерцалом в гадании. Оттого ни сам рассуждать о том не берется, ни других рассуждающих слушать охоты не имеет, и книг, в которых пишется о том, в руки не возьмет. Не оттого ли у многих вы встретите иногда не один журнал светский, а духовного ни одного, ни одной духовной книги, даже Евангелия?

19 июля День юридической службы МВД РФ (19 лет).

Всемирный день товара.

День пирожков с малиновым вареньем.

Праздник клюканий.

День новых друзей. День Москвы-реки.

День «Главное — не победа, а участие».

Ермий и Сисой. В этот день непременно полагалось окончить посевную. «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать». Сысой — ходи по росе босой. В этот день роса дает и птице, и зверю, и человеку силы и здоровье. На Сысоя и роса звенит, коли под косу летит. От Сысоевых зовов роса силу берет, колос наливается. Хлеб подминается худой — не намолен Сысой.

Святитель Феофан Затворник. Сеяно доброе семя, но пришел враг и посеял плевелы посреди пшеницы. Плевелы — это в Церкви ереси и расколы, а в каждом из нас худые помыслы, чувства, желания, страсти. Примет человек доброе семя слова Божия, решается жить свято и начинает так жить. Когда заснет человек такой, то есть ослабит внимание к себе, тогда приходит враг спасения и влагает в него худые замыслы, которые, не быв отвергнуты вначале, созревают в желания и расположения и заводят свой круг дел и предприятий, перемешивающихся с делами, чувствами и мыслями добрыми. И пребывают так оба вместе до жатвы. Жатва эта — покаяние. Посылает Господь ангелов — чувство сокрушения и страха Божия, и они, явившись, как серп, пожигают все плевельное и сжигают в огне самоосуждения болезненного. Пшеница чистая остается в житнице сердца, на радость и человеку, и ангелам, и преблагому Богу в Троице покланяемому.

20 июля Международный день шахмат.

Международный день торта (11 лет).

День освоения космоса.

Всемирный день прыжка.

Праздник губошлёпов. День дневного сна.

Авдотья Сеногнойка. Фомин День. Если на Авдотью дожди, то продлятся они несколько недель. Если пойдет дождь, то сгноит все неубранное в копны сено. В этот день говорят: Фома серпы ладит — начинается жатва. На Фому снимают первые огурцы. К Фоме начинают созревать вишни и ранние яблоки.

Святитель Феофан Затворник. «И ввергнут их» (творящих соблазны и беззакония) «в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь течет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре через борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности с свободою внутри, и в соприкосновении с человеком во вне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобожается от одного искушения, и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому уразумению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печалей и болезней во вне, и где они извнутри, как ангелы Божии, становятся чистыми без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.

Подобно Царствие зерну горчичному и закваске. Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст; закваска проникает все замешанное тесто и делает его вскисшим. Тут, с одной стороны, образ Церкви, которая сначала только состояла из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленной, проникла все человечество; с другой — образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке. Первое зернышко ее — намерение и решимость спасаться через богоугождение по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы ни была крепка, похожа на малую точку. Вначале она обнимает только сознание и самодеятельность; из этого развивается потом вся деятельность духовной жизни. Сама в себе она размножается в движениях и силе, и мужает, а в отношении к душе, начинает проникать ее во всех ее силах — в уме, воле, чувстве и иcполняет их собою, делает вскисшими по своему духу, проникает и весь состав естества человеческого и тело, и душу, и дух, в котором зарождается.