Народные приметы и праздники

25 ноября Международный день борьбы против насилия в отношении женщин.

День российского военного миротворца.

В 1935 г. В СССР учрежден орден «Знак Почета».

Иоанн Милостивый. Примечали: Если дождь на Ивана Милостивого, то, опять же, оттепели будут до Введения (4 декабря). Закончились свадебные недели. Девушкам, оставшимся без женихов, приходилось ждать Масленицы или Красной горки — новых свадебных циклов.

Святитель Феофан Затворник. Смесил Пилат кровь галилеян с жертвами их, — Господь сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете»; упал столп силоамский и убил 18 человек, — Господь тоже сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете». Этим дается разуметь, что когда какая беда постигает других, нам надо рассуждать не о том, отчего и за что это случилось, а поскорее обратиться к себе и посмотреть, нет ли за нами каких грехов, достойных временного наказания во вразумление других, и поспешить изгладить их покаянием. Покаяние очищает грех и отстраняет причину, привлекающую беду. Пока во грехе человек, секира лежит при корне древа жизни его, готовая посечь его. Не сечет же потому, что ожидается покаяние. Покайся, и отнята будет секира, и жизнь твоя потечет к концу естественным порядком; не покаешься — жди посечения. Кто знает, доживешь ли до будущего года. Притча о безплодной смоковнице показывает, что Спаситель умаливает правду Божию щадить каждого грешника, в надежде, не покается ли он и не принесет ли плодов добрых. Но бывает, что правда Божия уже не слушает ходатайства, и разве кого-кого соглашается оставить еще на один год в живых. А ты знаешь ли, грешник, что проживаешь не последний год, не последний месяц, день и час?

26 ноября Всемирный день информации.

Всемирный день скидок «Черная пятница». Всемирный день отказа от покупок.

Международный день сапожника.

1894 г. состоялось бракосочетание Николая II с принцессой Гессен-Дармштадтской.

Иоанн Златоуст. Всякая зябь останавливается в росте. На Златоуста все поле пусто. Созывает зима свою свиту: вьюги и метели. Наступает пельменная пора. Молятся Ивану Златоусту о суде над мздоимцами и обманщиками.

Святитель Феофан Затворник. «Се оставляется дом ваш пуст», сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

27 ноября День морской пехоты (26 лет).

День оценщика (25 лет).

День черной кошки.

День города Сочи (183 года).

В 1922 г. в денежном обращении советской России появились новые банкноты – советские червонцы.

В 1971 г. впервые поверхности Марса достиг советский искусственный космический объект.

Филиппов День. Филипповка. Филиппово Заговенье. Начало Рождественского поста. С филипповок начинались «бабьи засидки» за чесалкой и прялками. Пряли лен, шерсть, стучали ткацкие станы, мерно крутились и постукивали прялки. Собирались женщины небольшой дружной артелью. Работали, пели, беседовали, готовились к великому празднику – Рождеству Христову. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом. У нерадивой пряхи и про себя нет рубахи. Соха кормит, веретено одевает. Иней на Филиппа – урожай на овес. На Филиппа дождь — пшеница уродится. На Филиппа ворона каркает — к оттепели. Коли в этот день облачно или снежно — к ненастью в конце мая. В этот день было принято выносить на двор еду домовому, чтобы водился скот. Филиппово заговенье — начало Рождественского поста, конец свадебным неделям.

Святитель Феофан Затворник. По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие — отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов — видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: «верую, Господи, помоги моему неверию». Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: «помоги, Господи, моему неверию»? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, — а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, — все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

28 ноября День матери России.

Всемирный день сострадания.

В 1734 г. при отливке «Царь-колокола» в Москве вышли из строя две литейные печи.

Гурьев день. Гурий помогает устранению зубных болезней. Уж коли ляжет на Гурия снег, так лежать ему до половодья. Зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых. С этого дня вся нечисть убегают с земли, боясь морозов и зимы. Рожденного в этот день одаривали в старину мерой овса, возом сена. Гурьян без лошади, что зима без января. Погоняй коня не кнутом, а овсом — помнили хорошие конюхи. Была примета: Коли кони ржут — то это к добру.

Святитель Феофан Затворник. Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: «в законе что написано? как читаешь?». Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей — в мыслях, что касается чувств — в чувствах и расположениях, что касается дел — в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

29 ноября Киберпонедельник.

Международный день солидарности с палестинским народом.

В 1870 г. началось первое путешествие Николая Пржевальского по Центральной Азии.

Матфей. Матвеев день. На Матвея земля преет. На Матвея зима потеет. Случаются оттепели. Если на Матвея ветры веют буйные — быть вьюгам — метелям до Николы Зимнего (19 декабря). В Матвеев день облака низко идут – будет стужа.

Святитель Феофан Затворник. В указании кого звать на обед или вечерю, позаимствуй себе правило: не делать ничего для ближних в видах воздаяния от них здесь. Но это не значит, что ты будешь тратиться понапрасну. В свое время все тебе воздано будет. В нагорной беседе о всех богоугодных делах — молитве, посте, милостыне — Господь заповедал творить их тайно, почему? Потому что Отец Небесный поступающим так воздаст явно. Стало быть, всеми трудами жизни своей христианин должен заготовлять себе будущее блаженство, строить себе вечный дом и предпосылать туда провиант на всю вечность. Такой образ действования — не интересанство, потому что собственно интересы ограничиваются здешнею жизнью, а такая жизнь идет в ущерб этим интересам. К тому же, жить так нельзя без веры, упования и любви к Господу. Действование по заповедям в чаянии воздаяния — также отрешенное действование. Между тем, оно ближе и внятнее сердцу, чем что-либо другое, слишком идеальное, как, например, делать добро ради добра. Этого последнего нигде в Писании не найдете. Высшее здесь побуждение: делай все ради Господа и не бойся потерь.

30 ноября Международный день защиты информации (33 года).

Всемирный день домашних животных (21 г.)

День памяти всех жертв применения химического оружия.

В 1794 г. Александру Суворову присвоено звание генерал-фельдмаршал.

Григорий Зимоуказатель. На Григория было принято зиму закатывать: по свежему снегу и старые, и малые катались колесом, славя солнце (колесо — символ светила). Чем дальше колесом прокатывались, тем крепче и суровей должна была зима быть. Примечали погоду на Зимоуказателя. Если мороз был, то зима должна была быть холодной. Каков Григорий — такова и зима. Если замерший лёд темный — к урожаю.

Святитель Феофан Затворник. «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?» Соль — ученики Господа, которые, преподавая Его наставления людям истребляли нравственную в них гнилость. Если такое преподавание назовем просвещением, то и титло соли должно тоже перейти на это последнее. Затем все изречение будет в таком виде: добро просвещение, но если просвещение обуяет, то к чему оно тоже? Брось его!. . . Просвещение действует как соль, когда оно исполнено начал и элементов учения Господня, когда само состоит в ученичестве у Господа, а коль скоро оно отступает от этого направления и вместо уроков Господних усваивает себе чуждые учения, тогда оно обуевает само и становится непотребным, само заражается гнилостью заблуждения и лжи, и начинает уже действовать не целительно, а заразительно. История подтвердила и подтверждает это повсюдными опытами. Отчего же никто не внимает опыту? Враг на всех наводит мрак и всем думается, что то и светло, когда в учениях держатся подальше от учения Господня.

1 декабря Всероссийский день хоккея.

Всемирный день борьбы со СПИДом.

Победа русской эскадры над турками у мыса Синоп (168 лет).

В 1945 г. основана Международная демократическая федерация женщин.

Платон и Роман — Зимоуказатели. Зимоуказатель, каков день случится, такова и зима. Платон да Роман кажут зиму нам. Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на масленницу. Каков первый день декабря, такова и зима. Если на Романа комар летает по комнате — жди оттепели. Ворона на Романа по дороге бродит — к теплу.

Святитель Феофан Затворник.  «Притча об овце заблудшей и драхме потерянной». Как велико милосердие Господа к нам грешным! Оставляет всех исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их, и когда находит Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет? Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы обращение и возращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять. Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии через совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники все остаются грешниками!. . . Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: «завтра брошу», и остаются в прежнем положении. Так проходить день за днем; равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного и оно перейдет уже в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение — кто знает.