Народные приметы и праздники

10 октября Всемирный день психолога (день охраны психического здоровья) (27 лет)

Всемирный день зрения (21 год).

В 1918 г. был принят декрет Совета народных комиссаров «Об изъятии из обращения общих букв русского языка» (i десятеричное, фита и ять).

Савватий Соловецкий. Савватий Пчельник, Пчеловод. Заканчивается уборка ульев в омшаники. Заканчиваются Пчелиные девятины. Пчеловоды заставляли дедей молиться Савватию, так как бортничество и пчеловодство считалось делом, тебующим особой нравственной чистоты, а тети до 12 лет, как известно, — безгрешны.

Святитель Феофан Затворник. Сынам брачным непристойно поститься, пока с ними жених, сказал Господь, и тем изрек закон, что и в добродетелях с подвигами всему свое место и время. И это до того неотложно, что дело неблаговременное и неуместное теряет свою добротность, или совсем, или частью. В природе внешней Господь все устроил мерою, весом и числом; хочет, чтоб и в нравственном порядке было все благообразно и по чину. Внутреннее благообразие составляет сочетание каждой добродетели со всеми ими в совокупности, или гармония добродетелей, чтоб никакая не выдавалась без нужды, а все были бы в строю, как голоса в хоре. Внешнее благообразие всякому делу дает свои места, время и другие соприкосновенности. Когда все это устраивается, как следует, тогда происходит то же, что красивую особу одеть в прекрасные одежды. Добродетель благообразная, и внутренно и внешне, достолюбезна; а делает ее такою христианское благоразумие, у старцев — рассуждение, приобретаемое опытами, здравым обсуждением житий святых при свете слова Божия.

11 октября Всемирный день яйца (21 год).

Международный день девочек (7 лет).

День Республики Башкортостан.

В 1994 г. в России произошло обвальное падение рубля по отношению к доллару («черный вторник»).

Харитонов день. Чтобы не сглазил кто да порчу не навел, надо было сидеть дома, по чужим дворам не ходить, домашней работой заниматься. Ни в коем случае нельзя было сор из избы выметать, потому что по выброшенному мусору можно было напустить беду в дом. Молодые тайно приносили ведунье пирог, кринку меда. Чтобы та ненароком свадьбу не расстроила, чтобы не наслала на бабье чрево пустоты. Харитон — в избе урон.</p><p>О человеке с тяжелым взглядом или «дурным глазом» говорили: Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза. Глаз не чист, не хорош, черен. Недобрый глаз поглядел на нас (не гляди на нас).

Святитель Феофан Затворник. Читается притча о десяти девах. Св. Макарий так изображает смысл ее: «мудрые пять дев трезвясь, поспешив к необычайному для своего естества, взяв елей в сосуде сердца своего, то есть подаваемую свыше благодать Духа, возмогли войти с Женихом в небесный чертог. Другие же юродивые девы, оставшиеся при собственном своем естестве, не трезвились, не постарались, пока были еще во плоти, взять в сосуды свои елей радости, но, по нерадению или по самомнению о своей праведности, предались как бы сну; за это и не допущены в чертог царства, не возмогши благоугодить небесному Жениху. Удерживаясь мирскими узами и земною как бы любовью, не посвятили они небесному Жениху всей любви своей и приверженности и не принесли с собою елея. А души, взыскавшие необычайного для естества святыни Духа, всею любовью привязаны к Господу, с Ним ходят от всего отвращаясь, к Нему устремляют молитвы и помышления, за что и сподобились приять елей небесной благодати. Души же, оставшиеся в естестве своем, по земле пресмыкаются помыслом, о земле помышляют и ум их на земле имеет жительство. Сами о себе думают они, что принадлежат Жениху и украшены плотскими оправданиями, но, не приняв елея радости, не возродились они Духом свыше».

12 октября Всемирный день борьбы с артритом.

День кадрового работника в России (14 лет).

День испанского языка (9 лет).

В 1810 г. в Мюнхене состоялся первый фестиваль пива (Октоберфест).

Феофан. Кириак Отшельник, Отходник. Охотники в этот день гуляли по порошам, добывали именинного зайца и заканчивали день охотничьими байками при застолье. На Феофана Милостивого тепло возвращается. Сам же преподобный солнышко своим кафтаном укрывает, чтобы не замерзло оно. Феофан накинул на солнце кафтан. На Феофана много звезд — к сухой осени.

Святитель Феофан Затворник. Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их видит, что они не представители блага, а только призраки его. Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, — духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову св. апостола, как неимеющий ничего.

13 октября Международный день уменьшения опасности бедствий.

День работников сельского хозяйства и пе-рерабатывающей промышленности (20 лет).

В 1827 г. основана гидрографическая служба российского военного флота.

Григорьев день. Молодые бабы сжигали свои соломенные постели — одни в печах, другие в овинах от призора, недоброго глаза. С этой ночи спали уже на новых постелях. Между тем старушки сжигали только одни лапти, чтобы «зиме ходу дать». Вобравшая в себя силу земную и солнечную, солома почиталась в крестьянском хозяйстве. На соломе русский человек рождался, на ней же и умирал. На соломе не только спали, ей занавешивали окна в доме зимой. А у хорошего хозяина и двор, и крылечко чистой соломой были застелены — от грязи. Детей купали на пороге из решета — во избежание будущих болезней — как говорили, от призору. Если снег упадет, зима не скоро настанет.

Святитель Феофан Затворник. Коренная, исходная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, «как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как само-го себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше «я», то не жди добра.

14 октября День работников заповедного дела в России (20 лет).

Международный день стандартизации.

День города Невинномысск (194 года).

В 1964 г. Никита Хрущев освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР.

Покров. Покров Пресвятой Богородицы. Первое зазимье. Свадьбы. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем замужестве. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Во время праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и этим самым невольно наводят на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатой.

Евангелие от Луки. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

15 октября Международный день белой трости (День слепых).

Всемирный день сельских женщин.

День создания адресно-справочной службы.

Всемирный день мытья рук (11 лет).

Куприян и Устинья. День очищения от наваждений, ведомостей. Об избавлении от злого очарования молятся святым Киприану и Иустине. От злого очарования просили девушки упасти Устинью, а парни — Куприяна.

Если не уберечься, в этот день на человека могли напасть бесы. Бесы «насылаются» на людей различными колдунами, ведьмами. Если же они вдруг нападают на человека «по собственному почину», то выбирают преимущественно пьяниц, людей пренебрегающих своими религиозными обязанностями — не верующих в Бога, великих грешников, или тех, которые призывают их на помощь, в минуты злобы, гнева, отчаяния. Пьяницам бесы «представляются» нередко в своем «натуральном» виде целыми десятками, лишают их сна, поселяют отвращение к пище, наводят ужас, истощают тело и иногда доводят до самоубийства. Так русский народ объясняет припадки запойного бреда, или «белой горячки».

Святитель Феофан Затворник. Не суди, отпускай, давай. . . по-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, — прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, — он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование.

16 октября День Шефа (День Босса).

Всемирный день анестезиолога.

Всемирный день продовольствия.

Всемирный день хлеба (13 лет).

Денис Позимний. Осенние Лихорадки. 16 и 19 октября — два Дениса. В эти дни советуют беречься от сглаза, опасаться шабаша нечистой силы. С этого дня ходят по земле осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучают. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, а может соринкой обернуться — и в глаз залететь. Против них есть отличное средство — надо носить всегда собой осиновую кору. Лютая ненависть была у лихорадок к осине. Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко под ноги, а коли голова болит, то на полешке полежать надо. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает. Денис — лихого глаза берегись.

Святитель Феофан Затворник. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?» Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: «Господи, Ты мой Господь», тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: «Господи, Господи»? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, — чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: «Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей». И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

Добавить комментарий