В память о чудесном исцелении ханши Тайдулы митрополит Алексий основал в Кремле Чудов монастырь, где завещал себя похоронить

В 1353-м году Алексий отправился в Константинополь единственным кандидатом в русские митрополиты и целый год провел там, ожидая, когда Патриарх утвердит его в этом сане. Потом Алексию еще не раз придется бывать с дипломатическими визитами в Византии – решать спорные вопросы с другими митрополитами, урегулировать конфликты. По преданию, однажды очередные политические переговоры в Царьграде, которые и так проходили не безоблачно, чуть не закончились настоящей катастрофой. По дороге из Константинополя в Москву в Черном море корабль святителя попал в страшный шторм. На борту была икона Спаса Нерукотворного, и, молясь перед ней, митрополит Алексий дал клятву: если он спасется, то построит храм во имя этого образа. Благополучно вернувшись в Москву, Алексий выбрал место на берегу реки Яузы и попросил преподобного Сергия Радонежского прислать в столицу его лучшего ученика, Андроника, для создания новой обители. В стенах монастыря построили церковь Спаса Нерукотворного образа, во исполнение обета. Потом на ее месте появился белокаменный собор. А сам монастырь с тех пор так и называют — Спасо-Андрониковым, по имени главного храма и первого игумена.

Святитель Алексий еще при жизни прославился как чудотворец. Через три года после его назначения митрополитом хан Джанибек попросил Москву прислать в орду «служителя Божия, который если что попросит от Бога, то Бог его в том послушает». Имелся в виду святитель Алексий. «Если его молитвами исцелится моя мать, будете иметь со мной мир, если не отпустите его, пойду воевать на вашу землю», — писал хан. Ведь далеко за пределами Руси было известно, что митрополита Алексия почитают не только как книжника и энциклопедиста, не только как мудрого иерарха и церковного управленца и проповедника, но ещё и как чудотворца, по молитве которого происходят удивительные события. Сведения о чудесах и исцелениях передавались из уст в уста, и ордынский хан решил попытать счастья, пригласить митрополита Алексия, чтобы спасти ханшу.

Как рассказывает летопись, перед опасным путешествием в Орду митрополит Алексий отслужил молебен в Успенском соборе Кремля. И во время этого молебна, на глазах у всех, сама загорелась свеча у гробницы первого московского митрополита, Петра. Святитель Алексий разделил эту свечу, раздал ее народу в знак благословения, а остаток взял с собой, в Орду. Там, в ханском дворце, он снова зажег ее, помолился, окропил царицу Тайдулу святой водой – и она исцелилась. В память о чудесном исцелении ханши Тайдулы митрополит Алексий основал в Кремле Чудов монастырь, где завещал себя похоронить. В 30-е годы 20-го века большевики взорвали эту обитель, чтобы построить еще один административный корпус в Кремле. В 2016-м году здание, в свою очередь, снесли. Теперь на этом месте ведутся археологические работы, и часть фундаментов того самого Чудова монастыря уже открыты.

Из книги «День Ангела. Рассказы о святых»