Изначально «Фонд национального благосостояния» (ФНБ) являлся частью средств федерального бюджета. Изначально целями фонда являлись обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан нашей страны и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда. Однако, после ликвидации в конце 2017 году «Резервного фонда» у ФНБ добавилась новая цель, которая раньше лежала на фонде резервном – обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета. Говоря по-простому – копим резервы в хорошие года и тратим резервы в плохие года.
В теории, дефицит бюджета должен возникать только во время экономического кризиса. Когда доходы бюджета по вполне понятным причинам катастрофически падают, а расходы бюджета остаются неизменными. На практике, конечно, бывает по-разному. Но мы не будем усложнять нашу и так непростую задачу.
Итак, одна из целей ФНБ, начиная с 2018 года, состояла в следующем – когда наступает очередной циклический экономический кризис, из средств фонда должен покрываться дефицит федерального бюджета России. Хотя бы частично. Когда же экономический кризис заканчивается, ФНБ сначала восполняет всё потраченное в кризис, а потом продолжает пополняться излишками валюты. Так было задумано отцами-основателями этих копилок.
Наверное, никто не будет спорить с тем фактом, что в 2020 году во всём мире начался экономический кризис. И Россия не стала исключением. Экономический кризис начался и в нашей стране.
Давайте вместе посмотрим, что происходило в кризисном 2020 году с дефицитом федерального бюджета. А чтобы можно было корректно сравнивать эти дефициты за разные года, мы не будем выражать эти дефициты в рублях. Напомню, что «за последние 30 лет рубль рухнул по отношению к доллару примерно в 100 000 раз». Не зря заместитель министра финансов Алексей Моисеев назвал рубль «валютой средней степени твердости». Это была совсем не шутка. Это была констатация медицинского факта. Поэтому, в России любой экономический показатель, выраженный в деньгах и в абсолютных цифрах, следует измерять в более стабильной единице измерения, чем рубль. В валюте, которая не падает через определённое количество лет сразу в несколько раз. Например, в долларах.
И мы видим, что экономический кризис 2020 года по своей разрушительной силе для федерального бюджета совсем немного уступил кризису 2008-2009 годов. В 2009 году дефицит составил 73,1 млрд долларов. В 2020 году дефицит составил 56,7 млрд долларов.
Напомню, что в кризисном 2009 году «Фонд национального благосостояния» очень сильно сократился. С 221,8 млрд долларов на 1 января 2009 года до 150,5 млрд долларов на 1 января 2010 года. Получается, что тогда фонд сжался почти на треть. А сейчас?
Что же происходило в тяжёлом кризисном 2020 году с «Фондом национального благосостояния»? А в прошлом году ФНБ увеличился в размерах. С 124,4 млрд долларов на 1 января 2020 года до 179 млрд долларов на 1 января 2021 года. Почти в 1,5 раза вырос. Это, простите как? Российские власти совсем не увидели кризиса? Или настолько его испугались, что решили ни в коем случае не потратить ни цента из кубышки, предназначение которой как раз и состояло в том, чтобы помочь российской экономике в случае кризиса? Кто кому должен помогать в кризис? «Фонд национального благосостояния» должен помогать в кризис российской экономике или российская экономика должна помогать в кризис фонду?
Возникает закономерный вопрос – а для чего существует «Фонд национального благосостояния» на самом деле? Кого он должен спасать? И от чего спасать?
Сказал же главный, что надо жирок накопить. Вот и копят. Только жирок на диване хорошо копится. Скоро так зажиреют, что и с дивана не встанут. Не хотят мышцу качать, работать, создавать. А зачем? У них и так всё есть. К доходам населения зарплата чиновников никак не привязана. К прибыли госкомпаний зарплата топ менеджеров тоже никак не привязана. Ну и зачем им напрягаться? И так сойдёт.
Источник: FinNews.ru