Почему нас раздражают люди, и что с этим делать?

Сергий Маслов — протоиерей, клирик прихода храма Рождества Христова (д. Больше Стиклево, Белоруссия).

По большому счету, не так важно понимать, почему люди раздражают нас. Важно понимать, что это происходит, и что это неправильно.

Потому что, анализируя свою духовную жизнь, можно очень сильно запутаться. То есть можно сделать такие выводы, которые напрямую никак не связаны с данной ситуацией.

То есть лучше не анализировать. И святые отцы, когда поднимают тему борьбы с помыслами, говорят о том, что не нужно входить в подробное рассмотрение этого помысла: почему это приходит? Для чего?

Потому что, когда мы входим в рассмотрение помысла, мы теряем внимание. То есть наш ум начинает как бы разбиваться, расслаиваться на множество составляющих. Он начинает терять свою цельность. А это неправильно. То есть сам анализ уводит нас от правильного пути.

У святых отцов простой путь — это путь самоукорения. Если ты видишь, что тебя что-то раздражает в человеке, ты должен укорить себя. То есть обличить себя перед Богом. И всё.

То есть твой ум должен быть устремлён не на человека, а только к Богу. Вот только так мы можем прийти к цельности, единству.

Проблема в том, что у нас нет такой веры. А между тем человек должен дойти до каких-то глубин внутри себя. По идее он должен прикоснуться к Царству Божьему, которое находится внутри него самого.

Если у него даже случилось это соприкосновение, надо отметить, что эта ситуация будет непостоянна. Человек прикоснулся, а потом ушёл, потерял это.

В земной жизни именно такая динамика и наблюдается: мы приходим к добру, но мы постоянно уходим от него. То есть мы не можем сказать даже о самом глубоко верующем человеке, что он постоянно бывает в одном и том же состоянии. В этом и проблема.

Но когда человек прикоснулся к этому состоянию, (по крайней мере мы это знаем из опыта отцов), то в нём пробуждается, действительно, любовь ко всякому человеку (и не только к человеку, но и ко всякому творению Божьему), и никто уже не раздражает его.

И, наоборот, когда человек начинает отдаляться от Бога, в нём начинает расти некое раздражение. Его начинает раздражать сама действительность, в которой он находится.

Мне рассказывал один человек, который имел опыт демонического воздействия на себе, что в какой-то момент жизни его стало всё раздражать. Всё, что делают другие люди, ему казалось ненужным и бессмысленным. У него был такой период духовной болезни.

Эта болезнь может развиваться в человеке в большей или меньшей степени. Понятно, что мир — неидеален… Но у нас в голове присутствует некая картинка, и нас раздражает, когда человек не соответствует этой картинке. Когда наше представление, как должно быть, не совпадает с эмпирической действительностью. И в нас рождается раздражение, гнев, истерика.То есть наше желание не совпадает с реальной действительностью. И проблема здесь в том, что мы хотим навязать свой проект другой человеческой жизни.

Предположим, что этот проект правильный. Но человек, который перед нами, может находиться сейчас в таком состоянии, не позволяющем ему реализовать этот проект. Он может не соответствовать нашему идеальному замыслу. И беда наша состоит в том, что мы постоянно пытаемся дать оценку поступкам человека. К примеру, верующие могут сказать: «Ты в ад попадёшь». То есть мы исключаем человека из того образа бытия, в котором надеемся пребывать сами. И это неправильно. Потому что может оказаться так, что человек, который сейчас не смог осуществить нечто хорошее, требуемое в данный момент, осуществит его позже.

А, может быть и такое, что мы требуем от человека того, что не является его предназначением. Грубо говоря, человек призван быть сантехником, а мы хотим, чтобы он был филологом. Родители хотят, чтобы их ребенок был филологом. А он хочет быть сантехником. А, может, он реализует себя именно там и реализует себя, прежде всего как личность.

В этом проблема. Мы постоянно рисуем какие-то схемы и постоянно пытаемся впихнуть в эти схемы живую действительность. И поэтому мы постоянно получаем по голове.

То, что у человека не получается сейчас, может быть, получится потом. Важно научиться не мешать другому жить. Даже не мешать своей любовью. Не насиловать своей любовью. Дать возможность человеку, в том числе, совершить какую-то ошибку. Ведь если мы посмотрим на всю человеческую историю, то это — пространство наших ошибок.

Господь дал нам возможность сомневаться и ошибаться. И мы через эти ошибки и падения чему-то учимся и что-то осознаём.

Но проблема заключается в том, что мы, допуская возможность собственных ошибок, очень часто не даём такой возможности другим людям.

Там, где мы осудим другого, мы, как правило, себя оправдаем. То есть мы склонны отнестись к себе снисходительно.

Митрополит Антоний Сурожский часто цитировал слова своего духовного отца, который говорил, что не может человек отречься от мира, если прежде не увидит сияние святости на лице другого человека. То есть человек должен ощутить некоторый опыт того, о чём ему говорят. Иначе всё будет бесполезно. То есть в ко-нечном итоге всё опять же начинается с нас самих.