Почему грешники живут в благоденствии, а праведники страдают?

В своей жизни мы постоянно испытываем страдания: болезни, неверность супруга, cмерmь близких, финансовые трудности, проблемы с детьми и многое-многое-многое другое. Почему нам необходимы страдания, рассказали священнослужители Димитрий Смирнов, Фёдор Бородин и богослов Алексей Осипов.

Димитрий Смирнов, протоиерей:

К сожалению, человек в благополучии своём склонен забывать о Боге. А для Бога важнее вовсе не наше благополучие, которое оканчивается болезнью и кончиной. Мы какое-то время, конечно, попользуемся благополучием, а затем всё наше недвижимое имущество ограничится маленьким участком на кладбище — метр на два. Всё!

Богу важнее наша душа. И вот чтобы душа не забыла Бога… А когда человек вспоминает о Боге? Только во время страданий. Гром не грянет, мужик не перекреститься, как говорится в русской народной пословице. Поэтому гром и гремит.

Но если человек всё своё богатство, все свои силы, всю свою жизнь посвятит служению Богу, то страдания его могут миновать. Поэтому или человек совершает подвиги ради Христа, или дополнительно к этому спасается ещё и скорбями, и болезнями, и прочими невзгодами.

Скорбь вообще неизбежна, потому что через скорбь нам открывается очень много важных вещей, которые человек без скорби никогда не познает. Потому что мы — люди грешные. И чтобы греховная плёнка с нас слетела, очень важно пройти через скорбь.

Не бывает человека, который проживает жизнь без скорбей, кроме тех, от которых Бог отвернулся. Не приведи Господь!

Люди друг другу обычно желают счастья. Но счастье — это не значит отсутствие скорбей. Счастье — это умение правильно их пережить. По-христиански. Счастье — это выдержать скорби и остаться человеком.

Алексей Осипов, богослов, заслуженный профессор Московской Духовной академии:

Обратите внимание, Христос перед выходом на проповедь сорок дней ничего не ел. Мы очень часто встречаем в самых разных религиях такое явление, как подвиги.

Без подвига ничего не приобретёшь. Причём касается это подвига и тела, и души. Подвиг крайне необходим. Оказывается, только он воспитывает нашу душу.

Тот человек, в котором плоть приобретает главенство, как правило, разваливается.

Посмотрите, сама жизнь заставляет нас подвизаться. В учёбе, в работе, в любых делах. Без понуждения себя ничего не добьёшься.

Люди, которые сами налагали на себя подвиги, серьёзные ограничения, были очень сильны духом. А те, кто сам на себя не может наложить обязанности или ограничения, вынужден терпеть страдания, которые приходят извне.

Многие из подвижников говорили, что наши болезни — это те же скорби, которые необходимы человеку для воспитания его духа.

Есть замечательная фраза отцов: «… не искушен — не искусен». Приобретает искусство только тот, кто выработал в себе и мужество, и силу, и волю…

Оказывается, невозможно воспитать свой дух, если его не подвергать серьезным испытаниям. Без страданий ты не можешь стать настоящим человеком.

И до чего же опасна противоположная этому вещь: вседозволенность. Когда ребенку всё позволено.

Фёдор Бородин, протоиерей:

Апостол Павел говорил о том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божье. К сожалению, без скорбей очень мало у кого получается быть всё время сосредоточенным на поиске пути на Небо.

Скорби свои и других людей показывают тщетность удовольствий, их преходящность, их невысокую ценность. Скорби делают нашу жизнь реальной, то есть мы понимаем ценность того, что нас окружает. Причём люди праведные всегда это знали.

Да, печалей и скорбей в нашей жизни бывает много. Господь ведёт нас разными путями. Есть люди, которые проходят мимо скорбей. А есть судьбы, которые наполнены скорбями. Почему так, мы не знаем. Это не наше дело.

Основатель монашества — преподобный Антоний Великий — однажды, видя всё то, что происходит вокруг, просто возопил: «Как же так? Почему грешники живут в благоденствии и добром здравии, а праведники живут так тяжело и мучительно?»

Бог ответил Антонию: «Внимай себе. То — суды Божьи, и тебе не полезно их знать».

Поэтому нам надо внимать себе и своему пути. Если пришла скорбь, надо принять её, как от Господа. Это для того, чтобы мы глубже и серьёзнее жили.

Если мы все свои страдания осмысливаем, как подражание страданиям и кресту Христову (мы восполняем страдания Христовы своими скорбями), то они становятся для нас спасительными.

И апостол Павел, приближаясь к концу своей земной жизни, говорил, что ему нечем хвалиться, только крестом Христовым, только этими страданиями. Удивительно, но апостол исцелял сотни людей от неизлечимых болезней, такие чудеса великие совершал, но этим он не хвалится. Почему?

Потому что когда мы будем уходить, когда для нас настанет преддверие суда, то мы увидим, что все наши добрые дела в той или иной степени были поражены тщеславием, гордостью, себялюбием…

А принятая скорбь даёт больше надежд войти в Царство Небесное. Терпение скорбей даёт опытность христианской жизни. А, во-вторых, ведёт человека к спасению.