3 августа — День арбуза.
В 1958 г. впервые в истории подводная лодка достигла Северного полюса.
День поцелуев с зеркалом.
Онуфрий Молчаливый. Согласно православному церковному календарю вспоминают монаха Киево-Печерской Лавры, древнерусского святого Онуфрия Молчаливого. Почитается церковью в лике преподобных, то есть особых святых, которые угодили Богу своим монашеским подвигом. На Руси говорили, что 3 августа Онуфрий Молчаливый покровительствует лишь тем, кто работает молча. Поэтому все работы в этот день в честь монаха полагалось совершать молча. Говорили, что на Онуфрия ни одного лишнего слова не стоит произносить без крайней необходимости. За болтовню, особенно женскую, сурово осуждали и даже наказывали. Каждое лишнее слово считалось вредным, могущим испортить будущий урожай. Если была необходимость что-либо сказать, то пытались обойтись несколькими словами. На Ануфрия ладят закрома — отведенные места для зерна в амбарах. Работали в этот день молча в память Онуфрия Молчальника. Приступают к сбору яблок.
Святитель Феофан Затворник. В притче о наемниках и тот, кому один только час работать пришлось, был одинаково вознагражден домовладыкою. Часы дня в этой притче — образ течения жизни нашей. Одиннадцатый час — последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже не к чему начинать. Начинай не робея; милостив Господь; все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там. Только усердием побольше разгорись и посокрушеннее поскорби о нерадении, в котором проведена вся почти жизнь. Скажешь: там позвал хозяин, пусть и меня позовет Господь. А разве не зовет? Не слышишь разве в церкви гласа Господня: «придите ко Мне все» и апостольского призвания: «как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом»
4 августа — Международный день пива.
День одиноких работающих женщин.
Всероссийский Васнецовский пленэр.
В 1783 г. Россия и Картли-Кахетинское царство подписали Георгиевский трактат.
День спелеолога. День качания на качелях.
Марьин день. Громовой день Скопировано. Изначально праздник был языческим и посвящался Марии-заступнице, хранительнице женщин. После прихода христианства на Русь церковь в этот день начала чтить память равноапостольной Марии Магдалины, мироносицы. Попытка священников разделить эти два события не увенчалась успехом. Другие названия праздника: «Мария Магдалина», «Марьи добрый день», «Мироносица», «Марьи добрый день», «Ягодница», «Громовый день», «Марья-искусница», «Марья — сильные росы». Росе сельские жители придавали различное значение. По поверью, утренняя роса обладала чудодейственным свойством. Крестьянки верили, что если «росою да через серебро умыться – бела будешь». Но больше роса на Марьин день приносила вреда. «Медвяная (сладкая) роса мор нанесла». Болезни скота в этот период объясняли вредоносностью поздних летних рос. Особо остерегались Марьиных рос крестьянки в губерниях, где разводили лен и занимались ткачеством. Благополучие в этих делах непременно связывали с именем Марии Магдалины. Говорили: «Коли на Марию сильные росы – льны будут серы и косы». Обильные утренние росы замедляли рост стебля льна и уничтожали белизну волокна. На Марию Магдалину в поле не работают — гроза убьет. Коли гроза — сена будет за глаза. Гром гремит беспрерывно — будет град. В некоторых областях Мария Магдалина считается хранительницей от молнии. На Марию вынимают цветочные луковицы. Есть у этого дня еще одно название — Мария Ягодница: в лесах идет сбор черной и красной смородины, черники.
Святитель Феофан Затворник. «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Всем известно, что храм требует благоговеинства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? Оттого что пребывание в храме — отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием перед лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговеинство воодушевит тебя на благоговеинство и в обычной жизни. Так пойдешь все выше и выше. Помоги же Господи, начинай!
5 августа — Международный день светофора.
День городов Белгород (427 лет), Орел (457 лет), Муром (1161 год), Омск (307 лет).
Прославление праведного воина Феодора Ушакова.
День тульского пряника.
Трофим бессонник. В церковном календаре это день памяти святого Трофима, Феофила и с ними еще 13-ти святых мучеников, которые стали жертвами гонений на христиан в конце III – начале IV веков. В народе Трофима прозвали Бессонником, связывая это с порой, когда на сон практически не хватало времени. Кто капался в огороде, кто в поле, работал каждый и стар и мал. На Трофима Бессонника приходится самая напряженная работа на полях. Необходимо было — косить, жать и убирать хлеб. Работа кипела, а за день нужно было очень многое успеть. Поэтому крестьянам приходилось вставать как можно раньше, чтобы успеть сделать как можно больше. Отсюда и название «Бессонник», то есть отдыхать некогда. Пора усиленной рабочей страды. «Долго спать — добра не видать». «Хорошему хозяину и день мал». Начинали собирать калину и малину.
Святитель Феофан Затворник. И в другой раз насытил Господь чудным насыщением сопровождавший Его народ, дабы показать, что Он готов всегда щедро наделять народ верующий. Он мог это делать и всякий раз, но не делал, чтоб не отучить от обычного образа жизни, Им же заведенного, утвержденного и поддерживаемого. Таково и общее Божие промышление. Главные всеобъемлющие действия промышления совершены вначале при устроении всех вещей; но устроив все и пустив в ход, Бог не связал Себя ничем, а оставил за Собою свободу привтекать, когда нужно, и чрезвычайною помощью. Он действует как хозяин в доме, который заводит порядки и, поддерживая их, не вяжет себя, однако, ими, а относится к ним властно, с хозяйственным благонамерением. Противники веры не понимают значения Божия, промышления и, расширяя его в мыслях своих далее должных пределов, и не видя осуществления своих соображений на деле, отвергают самое промышление. Того промышления, которого они требуют, точно нет; но несомненно есть такое, какое угодно учредить и содержать Самому Господу Богу.
6 августа — День железнодорожных войск.
День железнодорожника.
Международный день «Врачи мира за мир».
День Хиросимы (78 лет). Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия.
День городов Йошкар-Ола (439 лет), Железногорск (73 года).
Международный день подкаблучника.
День грибного дождя.
Международный день прощения.
Собор Смоленских святых.
День Бориса и Глеба. В этот день православная церковь чтит память невинно убитых мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида). Они были князьями, сыновьями великого князя Владимира Святославовича. В народе их считают заступниками Русской земли и небесными хранителями славянского народа. Народная молва на Руси связала летний день памяти Бориса и Глеба с пожарами на лугах и полях. Из-за этого день Бориса и Глеба называют даже Паликопной — от слов «палить копны». В этот день усиливаются грозы, поэтому наши пращуры предпочитали не выходить на работу в поле, опасаясь пожаров из-за молний, попавших в стога. От домашней работы старались тоже воздержаться, во избежание Божьего гнева. Разрешалось заниматься только теми делами, которые не требовали отлагательств. Не рекомендовалось выезжать в поле — чтобы там не было пожара. «На Глеба и Бориса за хлеб не берися (не жни)». «На Борис и Глеб поспевает хлеб». К этому времени хлеба полностью поспевали, начиналась страда. Бориса и Глеба — паликопна (гроза жжет копны). Можно начинать сбор ягод черемухи. В этот день часты сильные грозы.
Святитель Феофан Затворник. Св. апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: «силен ветер, велики волны, вода не тверда»; это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: «маловерный! зачем ты усомнился?», показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель — терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал — держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ.
7 августа — День службы специальной связи и информации ФСО РФ (19 лет).
В 1803 г. началось кругосветное путешествие парусных шлюпов «Надежда» и «Нева».
Праздник холостяка.
Анна Летняя, зимоуказательница. ПРаздник посвящен дню кончины святой Анны, матушки Девы Марии и бабушки Иисуса Христа. С этого дня полным ходом начинали готовиться к зиме. Утепляли жилые и хозяйственные постройки, заделывали щели, латали прохудившиеся крыши. Продолжались и работы в поле. Принято было помогать тем односельчанам, которые не успевали в срок со сбором урожая. С Анны начинаются холодные утренники. Если утренник холодный, и зима холодная. Какова погода до обеда, такова зима до декабря, какова погода после обеда — такова зима после декабря. Светлая и тёплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь — зима снежна и тёплая. Если на Анну иней выпадет — к холодной зиме. Если ночь на следующий день будет свежая и холодная, то предстоящая зима наступит рано и ожидается морозной. Муравьи увеличивают муравейники — зима холодная будет. На Анну поспевает ранний урожай картофеля.
Святитель Феофан Затворник. Господь осудил смоковницу на бесплодие за то, что по виду она так была покрыта листьями, что надлежало быть на ней и плодам, которых на деле не оказалось. В применении к жизни христианской, листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды внутренние расположения. По закону так: первые должны исходить из последних; но по снисхождению к немощам — крайняя мера: последния должны развиваться вместе с первыми. Когда первые в силе, а последних нет и в зародыше, то отсюда выходит ложь жизни, которая выражается так: казаться, но не быть. Вначале, может быть, и не имеется это несчастное настроение в мысли, а потом оно является незаметно и устанавливает собой строй жизни. Кто наляжет слишком на внешность и пристрастится к ней, у того внимание к сердцу закрывается, чувства духовные глохнут и водворяется холодность. На этой степени жизнь духовная замирает; остается вид благочестия без его. Поведение совне исправно, а внутрь все навыворот. Следствием этого — бесплодие духовное: делаются дела, но они все, мертвые.
8 августа — Всемирный день кошек.
Международный день офтальмологии.
День «Счастье случается».
День альпиниста. День созидания.
Ермолаев день. В старину на Ермолая, как правило, выпадал теплый день, поэтому крестьяне торопились закончить жатву, собирали урожай поспевших овощей и фруктов, готовили к зиме постройки. Мужчинам в этот день не рекомендуется ходить на рыбалку и на охоту. Также по народным верованиям на Ермолая нельзя было делиться рабочим инструментом. Если же этого избежать было нельзя, то инструмент клался на землю, а не давался в руки. Ермолай — хлеб прибирай. С этого начинали ранний сбор яблок. Однако есть их пока было нельзя — ждали Яблочный Спас. Поспевает первый картофель.
Святитель Феофан Затворник. В притче о двух сынах, второй из них проворно сказал: «иду», и не пошел. Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения. Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избегнуть такой несостоятельности перед самим собой и перед другими? А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением. Посмотри есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими. Если запасешься, то что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что коль скоро трудновато дело — брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобою никогда того, чтобы ты сказал — иду, а потом не пошел.
9 августа — Всемирный день книголюбов.
Международный день коренных народов мира.
День воздушных поцелуев.