12 января — День работника прокуратуры (301 год).
Декларация прав трудящихся (105 лет).
В 1950 г. в СССР вновь введена смертная казнь за измену, шпионаж и саботаж.
День «Работай усерднее».
День Анисии Желудочницы, Порезуха. Не проси у Анисий тепла. К Анисье холода пришли. Святая Анисия известна в русском народе под названием Желудочницы. В этот день резали свиней к Васильеву вечеру, варили свиную требуху, желудки. По ним судили о зиме. Если желудок пустой, зима будет блится долго. На Анисью обычно усиливался мороз.
Святитель Феофан Затворник. Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, — молчат, ибо нечего было сказать против, а все не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, — придумали изворот: «о князе бесовском». Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, — тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличем разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию — дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма — уж не от отца ли она тьмы?
13 января — Пятница, 13!
День российской печати (31 год).
В 1872 г. в России начала работу служба погоды.
День осуществления мечты.
Международный день скептиков.
День случайных попутчиков.
Васильев вечер. Щедрованье. Рождественские святки. Щедрый стол в этот день — достаток в течение всего года. Садоводы в полночь стряхивают снег с яблонь — для урожая. Если в ночь ветер дует с юга — год будет жарким и благополучным, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов. В ночь с 13 на 14 января отмечают старый Новый год. Эта традиция возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летосчисление. Когда-то этот день приходился на 1 января и назывался Васильевым днем, а канун его — 31 декабря (ставший 13 января) — Васильевым вечером. В этот день принято было щедро накрывать стол. Особенно ценились блюда из свинины, потому что святой Василий Великий считался покровителем свиноводов. «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий зимний освятит!», — говорится в пословицах об этом дне. Ходят колядовать.
Святитель Феофан Затворник. «Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она — близ. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, — и будешь во истине, — будешь обладать истиною и жить по ней и в ней, и вследствие того истинной будешь преисполнен жизнью. Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом через Св. Апостолов и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и, как по христианскому сознанию, носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь, и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли. Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа через Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую уподобляются детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь. Слава Богу!
14 января — СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД.
День создания трубопроводных войск России (71 год).
День военно-оркестровой службы Вооружённых сил России.
В 1700 г. Петр I повелел дворянам носить европейские костюмы.
Всемирный день логики.
День «Приберитесь в своём доме».
Васильев день. Свиной праздник. Василий Великий. Новый год. Зиме середка. Рождественские святки. Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков. На Васильев вечер день прибавляется на куриный шаг (на час). В этот вечер девушки гадают о замужестве. Выпекалось печенье в виде домашних животных. Снег в этот день — к хорошему урожаю. Если в этот день был ветер, это сулило хороший урожай орехов. Сильный мороз предвещал хороший урожай. На Василия Великого свиную голову на стол. Новый год первый час дня набирает. Коли первый день в году веселый, то и год будет таков. В этот день совершается варенье каши до рассвета. В этот день рано утром принято было варить Васильеву кашу и следить за тем, как она готовится. Если каша полезет из кастрюли — беда будет всему дому. Нехорошей приметой считалось, если треснет горшок или кастрюля, в которой готовится каша. Если каша удалась — съедают ее дочиста, если же сбылась какая-нибудь из плохих примет — выбрасывают вместе с горшком (желательно в прорубь, если таковая окажется поблизости). Васильев день дети, молодые парни и девушки ходили по домам, выпрашивая пироги со свининой, а также все остальное, чем угостят радушные хозяева. Хождение по домам создавало праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку после удачного похода. Народные традиции: На Васильев день совершались особые обряды, основные из них: варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам. Обряды на Васильев День. В разных областях обряды совершались по-разному. Обряды эти никуда не исчезли, сейчас частенько занимаются даже горожане.
Святитель Феофан Затворник. Как новый год есть начало дней лета, так в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжении года. Это мы тотчас найдем как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, — древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, — понови; а если нет, — произведи, — и будет у тебя новый год. К этому же подойдет и достойное празднование обрезания Господня и памяти св. Василия Великого. Сущность сказанного изменения состоит в том что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь в точь представляет то, чем по Апостолу, должно быть обрезание сердца, — о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем св. Василий Великий. Так все предметы, теснящиеся в сознании, в Новый год сходятся в одном — внутреннем обновлении нашем через обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом т. е. не только подумать так но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по христиански спразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий Новый год ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне.
15 января — Всемирный день религии.
День образования Следственного комитета РФ.
Всемирный день снега.
День головного убора, День шляпы.
Сильвестр. Куриный праздник. Рождественские святки. В этот день чистят курятники. Ребятам раздают петухов из глины. Январь гонит вьюгу за семь верст. Январь гонит вьюгу за семь верст. Окуривают курятники смолою с девясилом. Было на Руси поверье, что в этот день семигодовалый черный петух откладывает в навозе яйцо, а 4 июня из этого яйца родится царь змей Василиск. Поэтому бабушки — бережницы оберегали деревенские курятники, совершали обряд смывания лихорадок, которые кур куриной слепотой портили. В курятниках вешали черный камень с дыркой — «куриный бог», чтобы защитить кур от сглаза. Оба рога месяца остры и ярки – к ветру. Оба рога месяца круты — к морозу. Отлогие рога месяца – к ненастью. Сорока вблизи жилья летает, под стреху лезет — быть вьюге.
Святитель Феофан Затворник. Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: «покайтесь — и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна.
16 января — Всемирный день «Beatles».
День ледовара (заливщика льда).
В 1963 г. Никита Хрущев заявил миру о создании в СССР водородной бомбы.
День Малахии Доильницы. Рождественские святки. Считалось, что в Малахов день можно отчитать «каженника» (образумить каженика). Каженником называли припадочного, «порченого» человека с «дурной» кровью. По поверью, следует молиться за таких людей Малахию и звать знахаря, который заговорами может исцелить больного. Считалось, что изгоняемая из человека нечистая сила нападает на скотину. Чтобы этого не случилось, прибегали к заговорам. «На Малахию хлев метелками обмахивай» Оберегали коров, потому что в этот день их могли «задоить» до смерти голодные ведьмы, возвращавшиеся с гулянья. Коровушку в этот день потчивали мучной или овсяной кашей на молоке. Во время дойки в хлеву не должно быть «чужого глаза». Во время святочной недели не разрешалось работать по вечерам. Погода на Малахию определяет март.
Послание к Колоссянам. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
17 января — День детских изобретений.
Международный день наставничества.
Окончание Рождественских святок. Феоктистов день (памяти преподобного Феоктиста). Небо чистое на Феоктистов день, с полной луной — к сильному половодью. Последние святочные гадания. В этот день по обычаю гнали черта из деревни (его можно узнать по вывернутой мехом наружу шубе). Считалось, что в этот день нечистая сила возвращается в свои владенья, стараясь напоследок натворить как можно больше бед. По народному поверью, в этот день нужно было зашить в ладанку чертополох и носить на шее, у креста — для ограждения от порчи и помощи странникам. За Феклистовым днем следует крещенский сочельник, то есть канун Дня Крещения.
Евангелие от Луки. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то?, что слышали и видели, ка?к им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что? Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что? принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
18 января — Крещенский сочельник.
День снеговика. День толкового словаря.
Крещенский сочельник. Крещенский вечер, Канун Богоявления, Голодная кутья, Второй Сочельник. Крещенский сочельник — голодный вечер. Собирают снег для беления холстов, для бани. Если утром идет снег — хлеб уродится хороший На Голодную кутью был снег — будет гречка. Если в Крещенскую ночь небо чистое — будет много гороха. Если в Крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший. Полный месяц на Крещенский сочельник — к большому разливу. Если на Голодную кутью метель, пчелы будут хорошо роиться. Яркие крещенские звезды породят белых ярок. Начало поста. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. Снегом, собранным в Крещенский вечер, исцеляли недуги Крещенский снег хорош для умывания, поэтому воду из него стараются долго хранить. Если собранный в этот вечер снег бросить в колодец, вода в нем весь год не пересохнет и не испортится. В полночь на Крещение ходили за водой на реку. Есть поверье, что в эту пору вода в реках колышется. Увидеть Господне Крещение — в полночь чаша с водой сама колыхнется.