15 декабря — Международный день чая.
День памяти журналистов, погибших при исполнении.
День образования Радиотехнических войск ВКС России.
В 1762 г. Екатерина II повелела заселить малообжитые районы России иностранцами.
Ночь валяния под лавкой.
Аввакум. В этот день читали и заговоры от ночиницы — бессоницы — сглаза. Если в середине декабря много снега, будет богатый урожай трав летом.
Святитель Феофан Затворник. Притча о винограднике изображает ветхозаветную церковь; делатели — это тогдашняя ее иерархия. А так как она не соответствовала своему назначению, то совершился приговор над нею: взять у ней виноградник и отдать другим. Эти другие были сначала св. Апостолы, потом их преемники — архиереи со всем священством. Виноградник Божий — один от начала мира, и назначение делателей его одно было, есть и будет до скончания века — приносить Господину винограда плод — спасенные души. Это задача христианской иерархии, следовательно и нашей. В какой мере исполняется она — все мы видим. Что же сказать на это? Во многом — слава Богу! — но во многом-многом нельзя не пожелать лучшего. Это особенно касается проповеди слова Божия. Где-то слышится проповедь; а между тем это единственный садовый нож в руках делателей винограда Божия. Как бы и над нами не исполнилось: «придет господин виноградника и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим». Но как бы сами не ворвались эти иные и не погубили не только делателей, но и самый виноград…
16 декабря — День покорения вершин.
День неудачника. День лохматых.
День мировой немоты и тишины.
Иван Молчальник. Иван Безмолвный. День Мировой Немоты и Тишины. В старину считалось, что в этот день следует постараться меньше говорить. Иван молчит, добрая молва дело растит. В этот день надо было молча, тихо постоять перед иконой Иоанна Безмолвного. Кто на Ивана Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет.
Святитель Феофан Затворник. «Кесарево — кесарю, а Божие — Богу»; всякому, значит, свое. В наше время вместо «кесарево» поставить надо «житейское», и сказать: житейское своим чередом, а Божеское — своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, — в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие — не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию?
17 декабря — День ракетных войск стратегического назначения. В 1959 г. решением правительства СССР созданы ракетные войс-ка стратегического назначения (РВСН).
День защиты прав «секс-работниц» от насилия и жестокости (21 год).
День сотрудников Государственной фельдъегерской службы.
День риэлтора.
Праздник выкаблучников.
Варвара. Варварин день. Варварины морозы. Самые сильные морозы, зима мосты мостит. Все тепло да тепло, погоди придет Варвара, заварварят и морозцы. Трещит Варюха: береги нос да ухо. К холодам — небо в высыпках звезд, к теплу — слепое, тусклое. Варвара заварит, Сава засалит, Никола загвоздит. Варвара ночи урвала, украла, день приточила.
Святитель Феофан Затворник. Читается притча о десяти девах. Св. Макарий так изображает смысл ее: «мудрые пять дев трезвясь, поспешив к необычайному для своего естества, взяв елей в сосуде сердца своего, то есть подаваемую свыше благодать Духа, возмогли войти с Женихом в небесный чертог. Другие же юродивые девы, оставшиеся при собственном своем естестве, не трезвились, не постарались, пока были еще во плоти, взять в сосуды свои елей радости, но, по нерадению или по самомнению о своей праведности, предались как бы сну; за это и не допущены в чертог царства, не возмогши благоугодить небесному Жениху. Удерживаясь мирскими узами и земною как бы любовью, не посвятили они небесному Жениху всей любви своей и приверженности и не принесли с собою елея. А души, взыскавшие необычайного для естества святыни Духа, всею любовью привязаны к Господу, с Ним ходят от всего отвращаясь, к Нему устремляют молитвы и помышления, за что и сподобились приять елей небесной благодати. Души же, оставшиеся в естестве своем, по земле пресмыкаются помыслом, о земле помышляют и ум их на земле имеет жительство. Сами о себе думают они, что принадлежат Жениху и украшены плотскими оправданиями, но, не приняв елея радости, не возродились они Духом свыше».
«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи». Надо быть готовым на всякий час: не знать когда придет Господь или для последнего суда, или для взятия тебя отсюда, что для тебя все одно. Смерть все решает; за нею итог жизни; и что стяжешь, тем и довольствуйся всю вечность. Доброе стяжал — блага участь твоя; злое — зла. Это так верно, как верно то, что ты существуешь. И решиться все это может сию минуту, — вот в эту самую, в которую ты читаешь эти строки, и затем — всему конец: наложится печать на твое бытие, которой никто уже снять не сможет. Есть о чем подумать!. . Но надивиться нельзя, как мало об этом думается. Что за тайна деется над нами! Все мы знаем, что вот-вот смерть, что избежать ее нельзя, а между тем совсем почти никто о ней не думает; а она придет внезапно и схватит. И то еще. . . когда даже схватывает смертная болезнь, все не думается, что конец пришел. Пусть решат это психологи с ученой стороны; с нравственной же нельзя не видеть здесь непонятного самопрельщения, чуждого только внимающим себе.
18 декабря — Международный день мигранта (22 года).
День подразделений собственной безопасности ОВД РФ (27 лет).
День работников органов ЗАГС (105 лет).
Указ об учреждении губерний (314 лет).
В 1833 г. впервые публично исполнен новый гимн России — «Боже, царя храни!».
В 1876 г. в Петербурге состоялась первая в России политическая демонстрация.
День сворачивания в клубочек.
Саввин день. Савва стелет, гвозди острит, засалит. Савва продолжал морозить реки да озера, продолжал Варварину работу. А потому говорили: Варвара мостит, Саввы гвозди вострит, Никола прибивает. На день Саввы — работать грех, святого подвижника обидишь. На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у кого лошадь есть.
Святитель Феофан Затворник. Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть». Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: «да у меня все горести, бедность, болезни, напасти». Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.
19 декабря — Международный день помощи бедным. День снабженца.
День военной контрразведки РФ.
День скрещивания пальцев.
Николай зимний, Чудотворе. Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых святых на Руси. Пора никольских морозов. По народному поверью, Николай — угодник в образе доброго дедушки проходит по земле, разгоняя все темные силы. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых во всем православном мире. Николай — угодник считается и покровителем браков. На Николу любят приговаривать: Суженого конем не объедешь. Кому на ком жениться, тот в того и родится, — тем самым подтверждая веру в могущество святого Николая связывать судьбу суженых. После свадебного сговора обычно творили молитву этому святому, чтобы оградить будущий брак от неудачи. Два Николы: один с травой, другой с морозом. Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы. На Николу зима с гвоздем ходит. Хвали зиму после 19 декабря. Зима на Николу заметает — дороги не бывает. Хвались зимой по Николе! Красна Никельшина пивом да пирогами. Никольскую брагу пьют, а за похмелье бьют. Никола строит цену на хлеб.
20 декабря — День работника органов государственной и национальной безопасности РФ (ФСБ) (27 лет).
Международный день солидарности людей.
В 1699 г. вышел Указ Петра I о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января.
День игр. Праздник радостной песни.
День света и световых технологий.
Амвросий. Абросимов день. Амвросий праздники отбросил: до Рождества больше не будет праздников. Можно хвалить зиму, если она установилась. Этот день подводил черту под праздниками уходящего года и с Амбросия начинали ждать новых праздников — Светлого Рождества Христова.
Святитель Феофан Затворник. Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40). Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования — карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, — и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими — теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай.
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое». Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями — дух неприязненный Христу: он антихристов; расширение его — расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни. Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки. . . и будут гнать вас . . . преданы будете. . . и умертвят вас». Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? «Терпением вашим спасайте души ваши». Терпи, с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце.
21 декабря — День зимнего солнцестояния.
В 1899 г. вышел первый номер журнала «Огонёк».
День всемирного наслаждения.
День короткого рассказа.
Анфиса Рукодельница. В этот день девушки занимались рукоделием: пряли, ткали, вышивали. На Анфису девка шьет, но лишний глаз при том шитье — на сглаз, потому в эти вечера отговаривают деву-красу от порч. В этот день нить-шелчинку вокруг запястья следует обвить, чтобы не уколола пальцев девка, чтобы зевоты-икоты к ней не привязались.
Святитель Феофан Затворник. Ученики указывали Господу на красоту здания и утварей храма, а Он сказал: «придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено». Это подпись всему красному мира сего. На вид кажется прочно и вековечно; но день-другой, смотришь, как ничего не бывало: и красота увядает, и силы истощаются, и слава меркнет, и умы изживаются, и одежда изнашивается. Все в себе самом носит силу разрушительную, которая не лежит, как семя неразвитое, а состоит в непрестанном действии и все течет к своему концу. «Преходит образ мира сего. Убо образом ходит человек: сокровиществует и не весть, кому соберет я «. А мы все суетимся, все хлопочем, и хлопотам нашим конца нет. Встречаем кругом себя постоянные уроки, а все свое, словно слепы и ничего не видим. Да и правду сказать, что слепы или ослеплены: и себе, и ничему окружающему нас, и владеемому нами, конца не чаем. И что еще? Обстановившись, как нам представляется, хорошо, уверены что стоим твердо, как на утесе; тогда положение наше скорее похоже на то, как если бы мы стояли на трясине: вот-вот провалимся. Но не чуем этого и предаемся безпечному наслаждению текущим, как будто всегда имеющим пребывать. Помолимся же, да откроет Господь умные очи наши, и да узрим все, не как оно кажется, а как оно есть.