14 ноября — Всемирный день борьбы против диабета (28 лет).
День социолога (25 лет).
Международный день логопеда.
День дизайнера упаковки (17 лет).
Всемирный день качества (30 лет).
Всемирный день юзабилити (практичности).
В 1989 г. В СССР принята Декларация о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению.
Кузьма и Демьян. Кузьминки — осени поминки, встреча зимы. По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма — Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур.Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.Начало зимы, первые морозы, Козьма — Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Если Кузьма — Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт. Холод на Кузьму — Демьяна — тепло на Михаила. Кузьмы — Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня. На Кузьму и Демьяна лист на дереве — через год мороз. Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.
Святитель Феофан Затворник. «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Отличительная черта лицемерия — делать все напоказ. Действовать на глазах других еще не лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно; потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании только быть показными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а показанность необходимое сопутствие дел совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда возымеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытная цель пользоваться и выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий чего требует Господь, когда заповедует «беречься закваски фарисейской». Делай добро по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься — и избежишь лицемерия.
15 ноября — Всероссийский день призывника.
День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью (31 год).
Всемирный день вторичной переработки.
В 1934 г. в СССР состоялась первая звуковая телепередача.
Акиндин и Пигасий. Акиндин разжигает овин, Пегасий солнце гасит. Световой день убывает. Шла сушка хлеба в овинах и его молотьба. Как известно, в овинах сушат зерно, разводя в нем огонь.
Святитель Феофан Затворник. «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь». Самый большой у нас страх — смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смертного. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушений страха Божия — лучше умри, но не иди против страха Божия; потому что если пойдешь против страха Божия, то по смерти телесной, которой все-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех страшнейших смертей телесных. Если бы это последнее имелось всегда в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противных страху Божию. Положим, что восстают страсти. В то время когда они восстают, совесть, оживленная страхом Божиим, требует идти им наперекор; отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда возродятся последнего рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши восставить страх Божий и страх суда Божия с его последствиями. Тогда опасение страшнейшей смерти прогонит опасение смерти слабейшей, и тебе легко будет устоять в требованиях долга и совести. Вот как исполняется то, что сказано у Премудрого: «пом-ни последняя твоя, и во веки не согрешишь».
16 ноября — Международный день толерантности (терпимости) (24 года).
Всероссийский день проектировщика (14).
В 1965 г. в СССР запущен беспилотный космический корабль «Венера-3», который успешно приземлился на Венере.
Анна Холодная. В этот день внимательно следили за погодой, думая о наступившей в большинстве регионов России зиме и будущем урожае. Анна без снега — жди хлеба. Анна пришла — снега принесла. Анна холодная — осень голодная. Дрова в печи горят сильно и пламя стремится в трубу с ревом — к буре. Если печеный хлеб на улице замерзнет, скоро морозы будут. Облака плывут низко — ожидай стужу.
17 ноября — День участкового (17 лет).
Международный день студентов (73 года).
Международный день недоношенных детей.
День ракетных войск и артиллерии.
Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (14 лет).
Еремин день. Ерёма — Сиди Дома. По представлениям русского народа, в этот день надо было оставаться дома, никуда не выходить за ограду, чтобы не столкнуться с нечистой силой, которая в этот день пытается в избу проникнуть, угля или огня стащить. Поэтому ни огня, ни углей соседям не дают, иначе счастье из дома уйдет. Ни огня, ни уголья из дома не дают, счастья пытать не идут. Призрачны околицы в этот день.
Святитель Феофан Затворник. Иаир гласно, при всех, упав к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему. На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление. Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль-сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени. Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны. Говорят иногда: «молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится». Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно войдет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь. Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей.
18 ноября — День рождения Деда Мороза.
В 1699 г. Петр I издал Указ о добровольной записи на службу в солдаты «изо всяких вольных людей».
Галактион. Иона. В этот день девицы умоляют Бога послать им истинных мужей. Девушки, которые хотели побыстрее выйти замуж, разбрасывали на заре этого дня вокруг своего дома мелкие монетки и предметы рукоделия для привлечения женихов. Говорят, что с этого дня осень разъезжает на гнедой кобыле.
Святитель Феофан Затворник. «Кто поставил Меня судить или делить вас?» — сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: «не заботьтесь», что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: «ищите прежде Царствия Божия». Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, — не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
19 ноября — День артиллериста.
День работника стекольной промышленности.
Всемирный день туалета (17 лет).
Международный мужской день.
Павел Исповедник и Варлаам Хутынский — Ледоставы. Наступает пора подледного лова. Если у лошадей в этот день хороший аппетит, то зимой они болеть не будут, а если корова на Павла дает много молока, то и зимой хорошие удои будут. Мороз и вьюга обнялись, в любви вечной поклялись. На многих речках появляется лед. Если день богат снегом, то и вся зима будет снежная. Если лёд на реке к этому дню становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко — так и хлеба будет гладко.
Святитель Феофан Затворник. Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? — Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? — Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.
20 ноября — Всемирный день ребенка.
Всемирный день географических информационных систем (ГИС).
В 1480 г. окончание стояния на Угре — конец Татаро-монгольского владычества на Руси.
В 1945 г. начало Нюрнбергского процесса — суда над военными преступниками Третьего рейха.
Федот. Федот — лед на лед ведет. Женщины начинали прясть и обращались к Федоту, покровителю женского рукоделия, с молитвой о помощи в труде. Реки льдом покрывались — зимние дороги открывались. С Федота можно было по льду на реках на санях ездить. С Федота до будущего года реки замерзли. Если на Федота дорога бугром, то и хлеб бугром, т.е. хорошим, набористым.
Святитель Феофан Затворник. «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей». Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно устанавливали образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все «желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. З, 12). Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?