21 июля — В 1613 в России венчался на царство родоначальник династии Романовых – Михаил Федорович.
Казанская. Прокопьев день. Зажинки. День иконы Казанской Божьей Матери. Прокопий Жнец, Жатвенник. Коли черница поспевает, то поспела и рожь. Начало уборки ржи. Зажинки, вязали зажиночный сноп. Начало уборки ржи (перед началом жатвы праведному Прокопию заказывали молебны, после чего бывали общественные трапезы). Пошли грузди, поспела черника. Если с этого дня начинает поспевать черника, то озимый хлеб бывает готов к жатве. На Казанскую всегда гроза бывает. С Казанской начало самой сильной жары.
Послание к Филиппийцам. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Марфе, которая усиленно хлопотала о приготовлении угощения для Христа и Его апостолов, которые, вероятно, были с Ним, не понравилось, что Мария только слушает спокойно речи Христа, оставляя ее без помощи в хозяйственных хлопотах, и она обратилась ко Христу с просьбой – сказать Марии, чтобы та помогла ей. Господь на это, тоном некоторого дружеского упрека, сказал Марфе, что напрасно она так старается о приготовлении большого угощения. По слову Господа, нужно «одно только», т.е. нужна такая же преданность Евангелию, какую показала Мария, забывшая обо всех хозяйственных делах, когда пред ней открылась возможность безвозбранно слушать учение Христово.
22 июля — Всемирный день мозга.
День города Волжский (68 лет).
День толстяка и толстушки.
День Невской битвы.
Панкратий и Кирилл. Всей семьей пробуют первые огурцы. Кстати, помните, первый вызревший огурец, надо сорвать скрытно и в самом потаённом уголке огорода закопать, что-бы на следующий год не оставил вас огуречный покровитель Фалалей без урожая.
Святитель Феофан Затворник. Прибывши в Назарет Господь не встретил там веры. Видимая простота Его помешала назареянам прозреть невидимую славу и божество. Не то же ли бывает и с христианином? Христианские догматы на вид очень просты, но для ума, входящего внутрь их, они представляют всеобъемлющую стройную в себе систему, которой не порождал и породить не может ни один тварный ум. Гордоумие, бросив беглый взгляд на простоту евангельскую, отвращается от нее и начинает само себе строить здание ведения, как ему кажется, громаднейшее, с которого открываются, будто бы, виды широкие. На деле же выходит то, что здание громоздится из карт, а кругозор составляют миражи, призраки разгоряченного воображения. Но ему хоть не говори. Всякого, хотящего разуверить такого, он и братия его готовы своими критическими нападками тотчас свергнуть с горы в пропасть, но истина всегда проходит невредимою среди их и идет к другим душам, способным принять ее.
23 июля — Всемирный день китов и дельфинов.
День работников торговли в России.
День дачника.
День города Псков (1119 лет).
1774 г. крестьянская армия Емельяна Пугачева взяла Казань.
Антоний Громоносец, Рясочник. Грому в Антониев день придавали особое значение. Считали: «Если гром в постный день (например, в среду или пятницу), будет хороший улов рыбы. Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню». Ряска — водяная травка, плавающая по поверхности реки. Ряска речная — ее облюбовывают на платье себе русалки. Дождь — рясочник ряску растит, а водяные девы рвут.
Святитель Феофан Затворник. Говорила кровоточивая: «если только прикоснусь к одежде Его» (Господа), «выздоровею», — и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так и устроил. Церковь Его святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется через такое прикосновение, у кого есть приемник — вера, говорящая: «если только прикоснусь — выздоровею». Церковь — тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит и в сердце его говорит ему: дерзай, чадо! Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают.
24 июля — Международный день заботы о себе.
Всемирный день бабушек, дедушек и пожилых людей.
День кадастрового инженера (14 лет).
День флориста в России.
День кадастрового инженера в России.
В 1945 г. во время Потсдамской конференции Гарри Трумэн сообщил Иосифу Сталину о создании в США нового сверхмощного «супер-оружия».
День заглядывания в будущее.
В 1956 г. основан город физиков – Дубна.
Ефимья Стожарница. Ольга Сеногнойка, Страдница. Всем миром жнут. И дряхлым старикам не время кряхтеть надобно о хлебе радеть. Сияние Стожар предвещает удачную страду. Стожарами называют большую медведицу. Ольге молились о хорошей погоде, о милосердии к жницам, о том, чтобы дала она им время закончить свой работу. Пору эту называли «страдно-грозовой», потому что во время страды часто бывали грозы. Если гром в постный день — будет хороший улов рыбы. Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.
Святитель Феофан Затворник. Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: «сей хулит». Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», — и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.
25 июля — День речной полиции в России.
День сотрудника органов следствия РФ (8 лет).
Международный день «Здоровье, счастье и гипноз».
В 1826 г. состоялась казнь пяти руководителей восстания декабристов.
День зубного техника.
День кулинаров. День поиска новых вкусов и запахов.
Прокл Плакальщик, Великие Росы. С этого дна выпадают большие росы. Говорили: На Прокло поле от росы промокло. Собирали великие и целебные росы для врачевания (особенно от глазных болезней). Советовали хорошо умываться и особенно протирать глаза утренней росой. Этой же росой, собранной рано утром, смывали порчу и сглаз. Проклова роса — сеногнойная (крестьяне спешат до Прокла высушить сено грядушками). Утром сильная роса и туман — к хорошей погоде. Нет ночью на Прокла росы ни на лугу, ни в низинах — к ненастью. А если хорошая роса — день будет пригожим.
Святитель Феофан Затворник. Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом также держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано — лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4, 7). Если бы посмотреть каковы были по наружности лица, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах — глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему.
26 июля — День парашютиста.
День дяди и тети. День эсперанто.
В 1951 г. во время раскопок в Великом Новгороде обнаружена первая берестяная грамота.
Международный день сохранения мангровых экосистем.
Гавриил. Архангел Гавриил. В этот день говорили: Архангел Гавриил на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает. Жатва продолжается. Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя. Пот ключом бьет, а жнец свое берет. Пока колос в поле, тружись подоле. Сухая погода в этот день обещала хорошую осень, а коли сильные дожди припустят — урожай погибнет. Ржица — матушка поспела, к земле клониться велит.
Святитель Феофан Затворник. Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски — естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.
27 июля — День города Обнинск (66 лет).
День сони.
В 1952 г. состоялось официальное открытие Волго-Донского канала.
День работника МФЦ.
День пяти случайных встреч.
День Акилы. На Акилу наступают дождливые дни, вырастают грибы.
Святитель Феофан Затворник. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, — нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти — было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птице подняться от земли. «Из сердца исходят злые помыслы». В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: «трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших». При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение — садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.