26 августа — День благодарности собаке.
В 1943 г. в ходе Великой Отечественной войны началась Битва за Днепр.
Тихон Страстной. Ветры дуют тихо — к ведру, а бурей проносятся — быть дождливому сентябрю. Прибирались в сарайках, в погребах. Заговаривали от недоброго слова в сенях. Чтобы не привились осенние гнили к хранилищам зимним. Святитель Тихон Задонский помощник при избавлении от «всякого уныния». В этот день обходили дом с иконой Божией Матери «Умягчение элых сердец», именуемой так-же «Страстная».
Святитель Феофан Затворник. Архиереи и фарисеи уразумели, что Господь говорил притчи на их счет, раскрывал им глаза, чтоб увидели истину, что же сделали они по этому случаю? Придумывали, как бы убить Господа. Если бы предубеждение не кривило их здравомыслия, им следовало, если не поверить, как требовала очевидность указаний, то обсудить внимательно, не так ли и в самом деле, как объясняет Спаситель. Предубеждение столкнуло их на кривую дорогу, и они потом оказались богоубийцами. И всегда так, и ныне так. Немцы, а за ними и наши онемечившиеся умом, как скоро встретят в Евангелии чудо, тотчас кричат: «неправда, неправда; этого не было и не могло быть, надо это вычеркнуть». Не то же ли это что убить? Пересмотрите все книги этих умников, ни в одной не найдете указания причин, почему они так думают; ни один из них ничего не может сказать против того, чем доказывается истина евангельская, и ни один не позаботился вникнуть в доводы, какими люди здравомыслящие обличают их лживость: твердят все только свое, что быть не может и потому не верят Евангелию. И ничего с ними не поделаешь: они готовы идти против Самого Бога.
27 августа — День российского кино.
Международный день бокса.
В 1940 г. продемонстрирована первая система цветного телевидения, пригодная для практического применения.
Окончание Успенского поста.
Михей Тиховей. День каменщиков — строителей храмов, крепостей, мастеров дел каменных. Средний срок начала листопада. Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет — то зима позже придет. Известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. Михеев день с бабьим летом бурей — ветром перекликается. Михей с бурей — к ненастному сентябрю. На Михея дуют ветры — тиховеи — к ведренной осени. Завершается Успенский пост, начинается осенний мясоед, во время которого игрались заранее сговоренные свадьбы.
Святитель Феофан Затворник. Об образе будущей жизни Господь сказал, что там не женятся и не посягают, т. е. не будут там иметь места наши земные житейские отношения; стало быть и все порядки земной жизни. Ни наук, ни искусств, ни правительств и ничего другого не будет. Что же будет? Будет Бог всяческая во всех. А так как Бог — дух, единится с духом, и духовное действует, то вся жизнь будет там непрерывным течением духовных движений. Отсюда следует один вывод, что поскольку будущая жизнь наша цель, а здешняя только приготовление к ней, то все время жизни проживать на одно только то, что уместно лишь в этой жизни, а в будущей неприложимо, значит идти против своего назначения и готовить себе в будущем горькую, прегорькую участь. Не то чтоб непременно уж требовалось все бросить, но что, работая сколько нужно для этой жизни, главную заботу надо обращать на приготовление к будущей, стараясь, насколько то возможно, и чернорабочесть земную обращать в средство к той же цели.
28 августа — День городов Калуга (650 лет), Пушкино (96 лет), Щёлково (96 лет), Энгельс (274 года), Геленджик (190 лет).
День дальнобойщика в России.
Международная ночь летучих мышей.
Успение – один из «двунадесятых» праздников, в народе его называли «великой пречистой», день упокоения Богородицы. С давних времен Успение на Руси был праздником, знаменовавшим окончание жатвы хлебов, венцом годовых забот земледельца. В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения. Полагалось оставить на поле горсть несрезанных колосьев и ‘завить бороду’ — перевязать ее лентой, приговаривая: Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай! А последний сжатый сноп во многих местах было принято сохранять до Нового года. В день Успения устраивали мирской пир, пекли пироги из новой муки и считается большим грехом уронить хотя бы крошку со стола, а тем более наступить на нее, варили братское пиво. Возле именинного снопа на дворе до позднего часа шумело веселье. Молодежь водила хороводы. Наступала пора осенних забот – приборка урожая, заготовка плодов лета впрок, на зиму. Поэтому примечали погоду на Успение. Считалось: если в этот день погода тихая и ясная – и осень будет такой же. С Успенья солнце засыпает. Начало молодого бабьего лета (по 11 сентября) или по Семенов день. Предсказывают погоду на Старое бабье лето (с 14 по 21 сентября). Если молодое бабье лето вёдреное — жди ненастья на старое. Если на Успенье или в эти дни появится радуга — к затяжной и теплой осени. Много паутины в бабье лето — к ясной и холодной зиме. На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить. Оканчивается уборка и посев озимого хлеба.
Святитель Феофан Затворник. «Мария же избрала благую часть» (Лк. 10, 42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование — возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца.
29 августа — День подразделений специального назначения ВС России (спецназа).
Международный день действий против ядерных испытаний (12 лет).
День шахтера.
День городов Артём (83 года), Есентуки (196 лет), Копейск (114 лет), Ногинск (240 лет), Прокопьевск (90 лет), Ростов Великий (1159 лет).
В 1938 г. в СССР введено заочное высшее образование.
Третий Спас. Спас на полотне, Нерукотворный, Хлебный, Ореховый. Праздник этот называется у нашего народа третий Спас. На третий — полотна продают, хлеб припасают. С этого дня начиналась продажа полотна и холстов. Третий, ореховый Спас, иначе называемый еще хлебным (в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая). Вслед за праздником начинали сеять озимый хлеб, а потому, бывало, вся семья молилась об урожае, а хозяйки провожали мужей на работу в поле хлебом и солью. «Хорош третий Спас — зимой будет». «Третий Спас — хлеба припас». Праздновали тихо. Святят новые колодцы. Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко. Ласточки улетают в три Спаса. Если журавли полетят к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет мороз, а не полетят, то зима придёт позже.
Святитель Феофан Затворник. «Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост — всестороннее воздержание, молитва — всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост — и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.
30 августа — Международный день жертв насильственных исчезновений (10 лет).
День города Казань (1016 лет).
День города Нижнекамск (55 лет).
В 1703 г. произошло первое наводнение в истории Петербурга.
Мирон Ветрогон. Тихон дует тихо — Мирон отдыхает. Начало листопада. На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки. Утром — туман и роса, значит, погода будет хорошая. Этот день имел еще одно название — Вдовьи помочи, так как кто чем мог помогал вдовам. Говорили: «На вдовий двор — хоть щепку кинь».
Святитель Феофан Затворник. «Горе вам, . . . что затворяете Царство Небесное человекам». Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути и священников не заставляют делать то; сказано и священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь толковать им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет исправно; другая хоть и замечает, что у нее не так дело идет, но нейдет куда следует, потому что не знает как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе; от этого находят у него прием и раскольники, и молоканы, и хлысты, от этого удобно идет к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уж разрастается и выходит наружу. Но тогда уж ничего не поделаешь. Священник первым делом совести своей должен считать — взрослых усовершать в ведении христианской веры, а юное, народившееся поколение с первых сознательных лет подготовлять, толкуя им что нужно и можно им знать. Школ нечего дожидаться. Это надо делать словесно, собирая детей в церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее.
31 августа — День блога (16 лет).
Православный день ветеринара (10 лет).
В 1935 г. донбасский шахтер Алексей Стаханов превысил суточную норму угледобычи в 14 раз, что послужило началом «стахановского движения».
Флор и Лавр. Фролов день. Лошадиный праздник. В Древней Руси на иконах рядом с ликами святых Флора и Лавра очень часто изображались лошади, и в древних наших подлинниках именно под 18 августа о Флоре и Лавре читаем даже наставление, что эти угодники должны быть не иначе писаны, как с этими покровительствуемыми ими животными. В этот день на лошадях не работают. С утра лошадей чистят, моют, заплетают им гривы и после отводят к обедне кропить святой водой. Это, по древним поверьям, охраняет лошадей от болезней. В этот день их старались подкормить каким-нибудь лакомством. Для табунщиков же и конных пастухов устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали молодым пивом. С Фрола и Лавра начинались вечерние бабьи «засидки» – крестьянки собирались артелями к какой-либо вдове, в просторную избу, с рукоделием, прядевом и вязаньем.Фролов день считался концом основных полевых работ. К Фролову дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался «досевками». «Кто на Флора сеет, у того флорки и будут». И день окончания сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем. С Флора и Лавра осенние утренники. Вот и осень пришла: вокруг начинает краснеть, желтеть, буреть. Как только солнышка деревьям станет мало, они и вовсе лист сбросят. Птицы собираются в теплые края — и ночью, незаметно, отбывают в дальний путь.
Святитель Феофан Затворник. Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, — лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело — завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика.
1 сентября — ДЕНЬ ЗНАНИЙ.
День профсоюзных действий за мир.
В 1919 г. День основания ВГИКа.
Стратилат Тепляк и Фёкла Свекольница. В этот день примечали, теплый ли ветер. Если дул ветер с юга, тогда говорили: «Пошли овсы на спех. Батюшка юг пустил ветер на овес». Дозревает овес: «Стратилатов день пришел, овес дошел (поспел)». Батюшка тепляк — в овсах набряк. Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется. С Феклы — свекольницы начинается уборка свеклы.