Народные приметы и праздники

29 июля Международный день тигра (11 лет).

В 1696 г. Русскими войсками взята турецкая крепость Азов.

В 1963 г. состоялся первый полет самолета Ту-134.

Афиноген. Афиногенов день. Лето прошло знойный возраст. День этот имеет большое значение для начала жатвы: «Первый колосок Финогею, последний Илье (2 августа) на бороду». «Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем — копногной, хлеб в снопе прорастет». «На Финогея молись солнышку — проси Бога о ведрышке». Холодают ночи. Когда в этот день начинают жать, оставляют на ниве несколько колосьев на корню. Этот несжатый клочок называется «володка на бородку», «финогеновы володки». Первый сжатый сноп называли прежде именинником. Его относили в избу, в красный угол под иконы. В былые времена первый сноп относился в дом к помещику, который обязан был встречать его со всей семьею. Именинный сноп обладал чудодейственной силой: его соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными и для скотины и для людей. Без именинного зерна не начинали посева. Старухи выходили накануне жатвы в поле и завивали бороду Волосу. Этих колосьев никто не смел касаться. Волоткой называли верх снопа, а колос — волокном.

Святитель Феофан Затворник. И ввергнут их» (творящих соблазны и беззакония) «в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь течет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре через борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности с свободою внутри, и в соприкосновении с человеком во вне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобожается от одного искушения, и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому уразумению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печалей и болезней во вне, и где они извнутри, как ангелы Божии, становятся чистыми без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.

30 июля Международный день дружбы.

День системного администратора (21 год).

Всемирный день борьбы с торговлей людьми.

Марина с Лазарем. Время отблесков грозовых, предвестий пожарных, иссушающие зрение, и смотреть на них нельзя. Говорили: «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву». Лазоревый свет в сумерках. Существовала также легенда о том, что некогда жила-была морская царевна Марина, но не понравилось ей жить в палатах своего отца — Морского царя, — и сбежала она на землю. И вот каждый год вдень рождения Марины вспоминает царь морской о беглянке, страшно гневается, и потому видны огненные стрелы, которыми пронзает он небо. Начинали задумы-ваться об осени. Не случайно в эти дни наблюдали за погодой: по народной примете, осень будет такой, как два последних дня июля и первый день августа — последнего летнего месяца.

Святитель Феофан Затворник. Прибывши в Назарет Господь не встретил там веры. Видимая простота Его помешала назареянам прозреть невидимую славу и божество. Не то же ли бывает и с христианином? Христианские догматы на вид очень просты, но для ума, входящего внутрь их, они представляют всеобъемлющую стройную в себе систему, которой не порождал и породить не может ни один тварный ум. Гордоумие, бросив беглый взгляд на простоту евангельскую, отвращается от нее и начинает само себе строить здание ведения, как ему кажется, громаднейшее, с которого открываются, будто бы, виды широкие. На деле же выходит то, что здание громоздится из карт, а кругозор составляют миражи, призраки разгоряченного воображения. Но ему хоть не говори. Всякого, хотящего разуверить такого, он и братия его готовы своими критическими нападками тотчас свергнуть с горы в пропасть, но истина всегда проходит невредимою среди их и идет к другим душам, способным принять ее.

31 июля Всемирный день рейнджера.

В 1944 г. территория РСФСР освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

Омельян, Емельян. Заканчивалась жатва. Топят бани, парят веники из травы и цветов, смывают усталость страдную. С этого дня старались заготовить побольше варений и солений на зиму — наступало время заготовок. Говорили: «Омельян пришел, грибов и ягод нашел, велит заготавливать».

Святитель Феофан Затворник. Говорила кровоточивая: «если только прикоснусь к одежде Его» (Господа), «выздоровею», — и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так и устроил. Церковь Его святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется через такое прикосновение, у кого есть приемник — вера, говорящая: «если только прикоснусь — выздоровею». Церковь — тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит и в сердце его говорит ему: дерзай, чадо! Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают.

1 августа Всероссийский день инкассатора.

День тыла Вооруженных сил РФ (23 года).

День образования Службы специальной связи России (82 года).

Начало Первой Мировой войны (107 лет).

День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне.

День железнодорожника.

День города Железногорск (71 год).

Макринин день. Макриды. Месяц открывается днем Макриды — указательницы осени. Смотри осень по Макридам. Макрида мокра — и осень мокра, суха — и осень тоже. Летние работы кончаются, осенние начинаются. Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) — зиму. День Макриды считается важным и для будущего года. «Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь». Оводы на Мокрину кусают последний день. Если полетел пух с осины — иди за подосиновиками.

Святитель Феофан Затворник. Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: «сей хулит». Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», — и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.

2 августа День ВДВ России.

Перунов день. Праздники славян.

Илья Пророк. Ильин день. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Примечают: если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель. До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит. Перестают купаться в реке. С Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго. Заканчивается сенокос, начинается жатва. В Ильин день обычно произносили заговор на семена: «Батюшка Илья, благослови семена». Считалось, что тогда урожай на следующий год будет хорошим. Илия пророк не только «зажинает жито», но и покровительствует домашним животным: телятам, баранам, козлятам. На Илию всегда бывает весёлый праздник – в поле работать опасно, непременная в этот день гроза может привести к несчастью. С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, кони наедаются. Илья лето кончает. «Во что Илья, в то и Воздвиженье» (27 сентября). Начинаются утренники. С Ильина дня воды стынут – конец купанию. Второй урожай грибов. На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля. На Ильин день зверь и гад бродит по воле. С Ильи-пророка первый выезд на волков. После Ильина дня комары перестают кусаться. В день Ильи капусту накрывают горшком, чтоб была бела. Перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты. Придёт Петрок – сорвёт листок, придёт Илья – отщипнет два. На Ильин день – до обеда лето, после обеда осень. Зима с летом борется. До Ильи тучи по ветру, после Ильи против ветру. Придет Илья — принесёт гнилья (дождей).

3 августа День арбуза.

В 1958 г. впервые в истории подводная лодка достигла Северного полюса.

Онуфрий Молчаливый. 3 августа. На Ануфрия ладят закрома — отведенные места для зерна в амбарах. Работали в этот день молча в память Онуфрия Молчальника. Приступают к сбору яблок.

Святитель Феофан Затворник. Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом также держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано — лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4, 7). Если бы посмотреть каковы были по наружности лица, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах — глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему.

4 августа В 1662 г. в Москве произошел «Медный бунт» — массовое восстание посадских людей против выпуска медных денег.

Марьин день. Мария Магдалина. Марья — сильные росы. Громовой день. Росе сельские жители придавали различное значение. По поверью, утренняя роса обладала чудодейственным свойством. Крестьянки верили, что если «росою да через серебро умыться – бела будешь». Но больше роса на Марьин день приносила вреда. «Медвяная (сладкая) роса мор нанесла». Болезни скота в этот период объясняли вредоносностью поздних летних рос. Особо остерегались Марьиных рос крестьянки в губерниях, где разводили лен и занимались ткачеством. Благополучие в этих делах непременно связывали с именем Марии Магдалины. Говорили: «Коли на Марию сильные росы – льны будут серы и косы». Обильные утренние росы замедляли рост стебля льна и уничтожали белизну волокна. На Марию Магдалину в поле не работают — гроза убьет. Коли гроза — сена будет за глаза. Гром гремит беспрерывно — будет град. В некоторых областях Мария Магдалина считается хранительницей от молнии. На Марию вынимают цветочные луковицы. Есть у этого дня еще одно название — Мария Ягодница: в лесах идет сбор черной и красной смородины, черники.

Святитель Феофан Затворник. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, — нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным тому средством.