Народные приметы и праздники

3 сентября День солидарности в борьбе с терроризмом (15 лет).

День окончания Второй мировой войны.

В 1826 г. состоялась коронация императора Николая I.

Фаддей и Василиса. Если на Фаддея ясно, то и еще 4 недели будет ясная погода. В этот день убирали лен. Говорили: «Баба Василиса о льнах радеет». Убирают последнии яблоки, что-бы не истощить дерево.

Святитель Феофан Затворник. «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек». Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» (Правосл. испов. ч. З, вопр. 38). Вот сколько путей! Зайди в который-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь — говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: «вящая вина моя, еже оставитися мне». Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадешь в эту бездну.

4 сентября День специалиста по ядерному обеспечению (14 лет).

В 1975 г. вышла в эфир первая передача телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?»

Агафон Огуменник. Существовало поверье, что на Агафона леший из лесу в поле выходит, бегает по селам и деревням, раскидывает снопы по гумнам. В ночь на Агафона крестьяне сторожили гумна в тулупах наизнанку, с кочергою в руках, чтобы ни один леший не решился подойти к загороди.

Святитель Феофан Затворник. «Вот, вышел сеятель сеять». С тех пор, как вышел этот сеятель на сеяние, он не перестает сеять. Сначала сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные писания и богомудрых учителей. И доселе всюду сеется слово истины Божией. Будь только готов явить себя благою землею, непременно засеменишься; засеменное же Бог возрастит. Как же представить из себя благую землю? Вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдет внутрь. Сочетавшись там с родными ему стихиями духа, оно пустит корни и даст росток. Питаясь потом — свыше наитиями духовными, а снизу желаниями благими и трудами, оно возрастет в древо, даст цвет и плод. Сам Бог устроил так вокруг нас, и потому нельзя не удивляться нашему бесплодию. А все от невнимания и нерадения.

5 сентября Международный день благотворительности (7 лет).

Всемирный день бороды.

День городов Керчь (2620 лет), Люберцы (397 лет), Москва (873 года), Старый Оскол (427 лет).

В 1698 г. Петр I установил налог на бороды.

Луп Брусничник. На святого Лупа овес морозом лупит. Первые заморозки. Осенние заморозки бывают: морозы лупенские, покровские, екатерининские, Михайловские. Говорят: «Лупенские заморозки на овес садятся, брусникой сластятся», «На луппа овсы морозом лупит». В этот день льны «лупятся». По наблюдениям крестьян, лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит — «лупится». Дозревают брусника и клюква, поспевают лен и овес. Отмечали: Коли брусника поспела, то и овес дошел. Не соберешь овес — наглотаешься слез. Если не будет утренника, так в сентябре не заморозит. Если на Луппа полетели на юг журавли — жди ранней зимы. Если они полетят низко, зима будет теплая; полетят высоко — холодная.

Святитель Феофан Затворник. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»; отдай всякому свое. Отсюда закон: не одною стороною угождай Богу, а всякою, какою угождать можешь и должен; всякую силу свою и всякий способ свой обращай на служение Богу. Сказав: отдавай кесарево кесарю, Господь показал, что такое действование угодно Ему. Если под кесаревым будешь разуметь все вообще порядки земной жизни, необходимые и существенные, а под Божиими — все порядки Богом учрежденной Церкви, то отсюда выйдет, что все пути жизни нашей переполнены способами ко спасению. Внимай только и успевай всем пользоваться и всюду действовать сообразно с Божиею волею, так как хочет от тебя Бог, — спасение у тебя под руками. Можешь так устроиться, что ни шаг, то дело угодное Богу, и следовательно, шаг ко спасению, ибо путь спасения есть шествие путем воли Божией. Ходи в присутствии Божием, внимай, рассуждай и, не жалея себя, приступай тотчас к делу, на какое укажет тебе в ту пору совесть.

6 сентября День работников нефтяной и газовой промышленности (нефтяника).

День городов Бердск (304 года), Владимир (1030 лет), Елец (874 года), Новый Уренгой (45 лет), Ноябрьск (45 лет),Одинцово (63 года), Сызрань (337 лет).

День рождения газеты «Моё житьё».

День озера Байкал.

Евтихий. На Евтихия примечали погоду. Если в этот день дождь — будет сухая осень и хороший урожай в будущем году. Этот день должен быть тихим, безветренным, иначе льняное семя обсыплется: «Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню».

Евангелие от Матфея. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

7 сентября Международный день чистого воздуха для голубого неба.

Всемирный день уничтожения военной игрушки.

В 1945 г. в Берлине состоялся парад союзнических войск стран антигитлеровской коалиции — СССР, США, Великобритании и Франции.

Тит Листопадник, Грибной. Варфоломей Житосей. Пришел Варфоломей, жито на зиму сей! Тит Листопадник последний гриб растит. Грибы грибами, а молотьба за печами. Потому в этот день и приговаривают: «Тит, пошел молотить». В грибной сезон – в августе и начале сентября – в леса «на грибную охоту» устремлялись тысячи ее любителей, не только сельские жители, но и горожане. «Грибы растут в деревне, а их и в городе знают», – гласила молва. Грибная охота требовала и на-выков, и терпения. Но и случайная удача имела значение. «Без счастья в лес не ходи», – предупреждала народная мудрость. «Не поклонясь до земли – и грибка не подымешь», – поучала другая. Знатоки различали грибы с особой уважительностью, каждому давалось чинное прозвище: «Белянки – дворянки, рыжики – богатые мужики, волнушки – господские стряпушки, опенки – ноги тонки, а боровик – царь грибов». Опытные грибники обучали несведущих: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Без знающих наставников и поныне в лесу нечего делать. Поэтому всегда и стараются присоединиться к знатокам: «с кем по грибы, с тем и по ягоды». И есть поверье, что рожденному в этот день счастье выпадет в зрелости. Тит Листопадник последний гриб растит. Послеобеденный дождь — продолжительный. Щелканье и треск деревьев — к сухой погоде. Вороны каркают отрывисто, чаще обычного и хрипло — перед дождем.

Святитель Феофан Затворник. Вдунул Бог дыхание жизни, и стал человек по образу Божию. То же и в возрождении: дуновением Духа Божия, который неведомо откуда и как приходит, полагаются начала новой жизни и восстанавливается образ. Это — точка отправления; отсюда начинается труд возведения образа в совершенное подобие. Возрожденный по образу Создавшего Господним Духом преобразуется от славы в славу, но не без нас; наш труд и старание, а созидает в возрождении: дуновением Духа Божия, Который неведомо откуда. Вот идеал и способ осуществления в себе образа и подобия Божия! А сколько пишут и толкуют о воспитании! Между тем, в слове Божием все оно определено несколькими словами. Возьмись только осуществить предписанное, и воспитание само собою пойдет успешно к цели. Это Божий путь; но он не исключает путей человеческих, напротив, дает им направление и венчает успех. Когда же остается одно человеческое, тогда воспитание обыкновенно бывает недостаточно, с ущербом, а нередко и совсем извращает воспитываемых; затем дальше и жизнь вся идет криво. Где умножаются криво воспитанные, там и все общество более и более начинает кривиться, и в жизни, и в воззрениях своих. Конец — всеобщее искривление: кто гнет в одну сторону, кто в другую.

8 сентября Бородинское сражение (208 лет).

День финансиста.

Международный день солидарности журналистов.

День искоренения неграмотности.

Наталья Овсяница и Андриан Осенний. Петр — Павел Рябинник. С этого дня начинали косить овес, а также замешивают овсяные блины. Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриян — в горшке толокно. «К этому дню не выкосишь овес — намотаешься до слез». День убавляется примерно на три часа, а потому говорили: «Петр и Пвел (12 июля) на день час убави, Илья Порок (2 августа) — два уволок, а Адриан и наталья — три уволокли, канальи». Холодный утренник на Наталью предвещает раннюю и холодную зиму. Если не опал лист берёзы и дуба — будет суровая зима. Птицы со двора и опёнки у пня — наступила осенняя пора. Петр — Павел Рябинник. День посвящен рябине — рябина именинница. Собирали рябину и калину.

Святитель Феофан Затворник. Притча о постепенном возрастании из семени пшеницы изображает в отношении к каждому человеку постепенное возрастание потаенного в сердце человека, благодатью Божией засеменяемого и соблюдаемого, а в отношении к человечеству — постепенное увеличение тела Церкви или общества спасаемых в Господе Иисусе Христе, по чину Им установленному. Этою притчею разрешается вопрос: отчего до сего времени христианство не всеобъемлюще? Как человек, бросив семя в землю, спит и встает, семя же прозябает и растет само собою без его ведома, так и Господь, положив на земле семя Божественной жизни, дал ему свободу о себе разрастаться, подчинив его естественному течению событий и не насилуя этих последних; блюдет только семя, содействует ему в частных случаях и дает общее направление. Причина этому в свободе человека. Господь ищет, чтобы человек сам себя подчинил Ему и ждет склонения его свободы; дело и длится. Если бы все зависело только от воли Божией, давно бы все были христианами. Другая мысль: созидаемое тело Церкви созидается на небе; с земли поступают только материалы, образуемые тоже небесными деятелями. Слово с неба проходит по земле и привлекает хотящих. Внявшие и последовавшие поступают, как сырцовый материал, в лабораторию Божию, в Церковь, и здесь переделываются по образцам с неба данным. Переделанные, по исходе из этой жизни, переходят на небо и там поступают в здание Божие, каждый куда годен. Это идет непрерывно и, следовательно, дело Божие не стоит. Всеобщая торжественность христианства и не требуется для сего. Здание Божие созидается невидимо.

9 сентября Всемирный день красоты.

День тестировщика.

День дизайнера-графика в России (15 лет).

День памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской войне 1853-1856 годов.

День Пимена и Анфиса. Рябинник. Первый поклон рябиннику. Собирают рябину. Птицы первыми лакомятся ягодами рябины. Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много. Большой урожай рябины — к морозу. В этот день кисти рябины вывешивают на жерди под крышей.

Святитель Феофан Затворник. Ученики плывут по морю; поднимается буря и поставляет их в опасное положение, а Господь спит. Взывают к Нему: «Господи, спаси!», и Он одним словом укрощает бурю. Другое фактическое представление порядка Божественного промышления. И каждый человек, и народы, и Церковь — плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхестественными, по порядкам, Богом заведенным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, могущая уклонить направление событий, в противность Божественным Его планам. Он всюду есть, все хранит, все согревает веянием любви Своей, но действовать предоставляет Своим тварям, силами Им данными, по законам и порядкам, Им повсюду заведенным и хранимым. Он не лично вседействующ, хотя все от Него и без Него ничего не бывает. Всегда готов Он и Сам воздействовать, когда это нужно по Его безпредельной премудрости и правде. Молитва — приемник Божиих действий. Но самая лучшая молитва: «Господи! Тебе все ведомо, сотвори со мною, как изволишь!»