Народные приметы и праздники

20 августа В 1915 г. в русскую армию принят 18-летний Георгий Жуков – будущий Маршал Советского Союза.

В 1812 г. Главнокомандующим всеми действующими российскими армиями назначен Михаил Кутузов.

Марины, Пимены. День Марины — не ищи в лесу малины: девки лес обойдут, дочиста оберут. Если в этот день аисты готовятся к отлёту, осень будет холодная. Пекли пирог с малиной. И сеют, и жнут, и про осень бают.

Святитель Феофан Затворник. «Претерпевший же до конца спасется». Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то жизнь эта, чтоб терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение нейдет в прок, если оно не бывает ради Господа и св. Евангелия Его. Вступи в путь веры и заповедей евангельских; поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое доселе было пусто, сделается плодоносным. Каким ослеплением окружает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыносимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего нестоющим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противляющиеся врагу! А мы слепые, и не видим этого. . . Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель.

21 августа День офицера России.

В 1991 г. в Москве потерпел поражение августовский путч ГКЧП.

Международный день памяти и поминовения жертв терроризма.

Мирон Ветрогон. В этот день бывают сильные ветры. Ветры — ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету. Каков Мирон Ветрогон, таков и январь. Ранние инеи в конце лета – к урожаю будущего года. В этот день собирали в лесу ежевику.

Святитель Феофан Затворник. «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!

22 августа День Государственного флага РФ (29 лет).

День Республики Коми (29 лет).

День города Абакан (89 лет).

День города Геленджик (189 лет).

Международный день памяти жертв актов насилия на основе религии или убеждений.

В 1941 г. «День рождения» знаменитых «наркомовских ста граммов».

День Матфея. Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летним перебивает. Считалось, что в этот день молоко коров сосет змей, поэтому на пастбища их не выгоняли. Лишний глаз при дойке коровы портит ее. Корову по удоям считать — молока не видать. Подойника не ставь на стул, на кадку: молоко у коровы присохнет. С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы — больше молока коровы дадут. Чтобы стельная корова принесла телку (не бычка), хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике. Куда стельная корова головой ложится (на полночь или на полдень), тогда и отелится.

Святитель Феофан Затворник. Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: «Кто может вместить, да вместит». Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения — безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли — становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй — естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

23 августа День разгрома фашистских войск в Курской битве (77 лет).

День города Кострома (868 лет).

День города Барнаул (290 лет).

Международный день памяти о работорговле и ее ликвидации.

В 1935 г. опубликовано решение СНК СССР и ЦК ВКП(б) о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами.

Лаврентий. Воды стынут. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима — без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень. Эти же приметы пророчит хорошую рыбалку в конце лета и в начале осени. Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик. Лаврентий считается в народе целителем глазных болезней, ему молятся о прозрении и избавлении от бесов.

Святитель Феофан Затворник. Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь — не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, — и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, — и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

24 августа В 1876 г. в свою вторую центральноазиатскую экспедицию вышел Николай Пржевальский. Родился (31 марта) 12 апреля 1839 года в деревне Кимбирово Смоленской губернии.

Федор и Василий. Евпл. На этот день приходится поверье о появляющемся на болотах белом коне, который скачет, ищет своего седока. Эта белая лошадь обегает все могилки, прислушивается к земле, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками. В этот же день, по народной примете, на болотах и на кладбищах загораются блуждающие огни, вид которых смущает суеверных людей: считается, что это бродят души покойников и утопленников. Стригли овец: до больших холодов успеют обрасти шерстью. С Федора — Василия сельские шерстобиты начинали разъезжать по всей Руси, шерсть перерабатывали, шили одежду теплую на зиму, валенки валяли. Святому Василию молятся об избавлении от греха сребролюбия. В этот день ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь. Усопшие являются наказывать пьянчуг.

Святитель Феофан Затворник. Господь начал проповедь Свою так: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не «покайтесь и веруйте», а «исходите на суд». Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века — смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? — и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

25 августа В 1930 г. экспедиция полярников на ледокольном пароходе «Георгий Седов» открыла западные берега Северной Земли.

Фотя Поветенный. Прибирались на поветях. Вскорости придет пора убирать летнюю упряжь, соху, борону, а на поветях черт ногу переломит. Будто там стучит кто-то, на житье устраивается будто.

Святитель Феофан Затворник. Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники». Эта власть — не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь — в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.

26 августа В 1943 г. в ходе Великой Отечественной войны началась Битва за Днепр.

Празднование в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец».

Тихон Страстной. Ветры дуют тихо — к ведру, а бурей проносятся — быть дождливому сентябрю. Прибирались в сарайках, в погребах. Заговаривали от недоброго слова в сенях. Чтобы не привились осенние гнили к хранилищам зимним. Святитель Тихон Задонский помощник при избавлении от «всякого уныния». В этот день обходили дом с иконой Божией Матери «Умягчение элых сердец», именуемой так-же «Страстная».

Святитель Феофан Затворник. Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: «замолчи и выйди из него». Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: замолчи и выйди. Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Тут нам урок. Мало-мало что хорошенькое удастся кому сделать, тотчас подседает бес, и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: «замолчи и выйди»; и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окади сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие, и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие, — все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают добро хозяйское, так и те своим укоренением в душе все доброе в ней уничтожают и вон извергают, так что ничего уже не остается, за что потом похвалил бы Господь.