Народные приметы и праздники

16 июля Фестиваль «Славянский базар» в Витебске.

В 1748 г. Михаил Ломоносов впервые сформулировал «всеобщий естественный закон» – закон сохранения материи.

Мокий и Демид. Маков День. На Мокия лучше не начинать новых дел и вообще следует быть острожным. Мокий и Демид в поле стоят Мокий землю мочит, а Демид — на стогу стоит. Мокий поля орошает, а Демид с сеном убрать поспешает. Еще этот день называли Стожары, или Сажар. Стожары — это созвездие Плеяд, Медведица. Появление сего созвездия предвещает звероловам счастливый поиск. Не видя его, они ни за что не решатся быть в лесу за охотой. Поэтому говорят: «Коли звездисто и стожар горит, иди смело на медведей». На Мокия, в Маков день, собирали мак. В этот день часто бывают грозы.

Святитель Феофан Затворник. «И ввергнут их» (творящих соблазны и беззакония) «в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь течет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре через борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности с свободою внутри, и в соприкосновении с человеком во вне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобожается от одного искушения, и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому уразумению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печалей и болезней во вне, и где они извнутри, как ангелы Божии, становятся чистыми без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.

17 июля День этнографа в России.

День рождения морской авиации ВМФ России (104 года).

Всемирный день эмоджи.

Всемирный день международного уголовного правосудия.

Андрей Налива. В этот день чтили овес и этого дня озимые наливаются. Озими в наливе, греча на всходе. Среди лета появляются на деревьях желтые листья — к ранней осени и зиме. Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет. Озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос. Зерно в колоске, не валяйся в холодке. Выпадавший в этот день дождь называли андреевским.

Святитель Феофан Затворник.Прибывши в Назарет Господь не встретил там веры. Видимая простота Его помешала назареянам прозреть невидимую славу и божество. Не то же ли бывает и с христианином? Христианские догматы на вид очень просты, но для ума, входящего внутрь их, они представляют всеобъемлющую стройную в себе систему, которой не порождал и породить не может ни один тварный ум. Гордоумие, бросив беглый взгляд на простоту евангельскую, отвращается от нее и начинает само себе строить здание ведения, как ему кажется, громаднейшее, с которого открываются, будто бы, виды широкие. На деле же выходит то, что здание громоздится из карт, а кругозор составляют миражи, призраки разгоряченного воображения. Но ему хоть не говори. Всякого, хотящего разуверить такого, он и братия его готовы своими критическими нападками тотчас свергнуть с горы в пропасть, но истина всегда проходит невредимою среди их и идет к другим душам, способным принять ее.

18 июля День создания органов государственного пожарного надзора (13 лет).

День городов Каменск-Уральский (319 лет), Серпухов (681 год).

Международный день Нельсона Манделы.

Афанасьев день. Афанасий Афонский. Афанасьев день — месяцев (лунный) праздник. Этот день считается праздником месяца. Вечером выходят смотреть на месяц. Коли месяц играет — хороший урожай. Если месяц светит ясно, осень будет сухой и тёплой.

Святитель Феофан Затворник. Говорила кровоточивая: «если только прикоснусь к одежде Его» (Господа), «выздоровею», — и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так и устроил. Церковь Его святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется через такое прикосновение, у кого есть приемник — вера, говорящая: «если только прикоснусь — выздоровею». Церковь — тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит и в сердце его говорит ему: дерзай, чадо! Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают.

19 июля День юридической службы МВД РФ.

День металлурга.

День города Липецк (317 лет).

День города Первоуральск (288 лет).

День пирожков с малиновым вареньем.

В 1790 г. произошло Керченское сражение между русской (под командованием адмира-ла Федора Ушакова) и турецкой эскадрами.

Ермий и Сисой. В этот день непременно полагалось окончить посевную. «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать». Сысой — ходи по росе босой. В этот день роса дает и птице, и зверю, и человеку силы и здоровье. На Сысоя и роса звенит, коли под косу летит. От Сысоевых зовов роса силу берет, колос наливается. Хлеб подминается худой — не намолен Сысой.

Святитель Феофан Затворник. Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: «сей хулит». Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», — и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.

20 июля Международный день шахмат.

Международный день торта (9 лет).

Авдотья Сеногнойка. Фомин День. Если на Авдотью дожди, то продлятся они несколько недель. Если пойдет дождь, то сгноит все неубранное в копны сено. В этот день говорят: Фома серпы ладит — начинается жатва. На Фому снимают первые огурцы. К Фоме начинают созревать вишни и ранние яблоки.

Святитель Феофан Затворник. Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом также держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано — лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4, 7). Если бы посмотреть каковы были по наружности лица, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах — глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему.

21 июля В 1613 г. в России венчался на царство родоначальник династии Романовых — Михаил Федорович.

В 1774 г. Россия и Турция заключили Кючук-Кайнарджийский мирный договор по которому Россия стала обладать Крымом.

Казанская. Прокопьев день. Зажинки. День иконы Казанской Божьей Матери. Прокопий Жнец, Жатвенник. Коли черница поспевает, то поспела и рожь. Начало уборки ржи. Зажинки, вязали зажиночный сноп. Начало уборки ржи (перед началом жатвы праведному Прокопию заказывали молебны, после чего бывали общественные трапезы). Пошли грузди, поспела черника. Если с этого дня начинает поспевать черника, то озимый хлеб бывает готов к жатве. На Казанскую всегда гроза бывает. С Казанской начало самой сильной жары.

Святитель Феофан Затворник.Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски — естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.

22 июля День города Волжский (66 лет).

Всемирный день мозга.

Международный день бокса.

В 1795 г. В Москве в имении графа Шереметева открылся театр-дворец «Останкино».

Панкратий и Кирилл. Всей семьей пробуют первые огурцы. Кстати, помните, первый вызревший огурец, надо сорвать скрытно и в самом потаённом уголке огорода закопать, что-бы на следующий год не оставил вас огуречный покровитель Фалалей без урожая.

Святитель Феофан Затворник. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, — нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти — было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птице подняться от земли.