Народные приметы и праздники

18 июня Международный день устойчивой гастрономии (3 года).

Международный день паники.

День службы военных сообщений Вооруженных Сил России.

Дорофей. Воробьиные Ночи. На Дорофея примечают направление ветров, такими же приметами, как в вечер под Митрофана. Если погода тёплая и ясная – зерно будет крупное. С этого дня начинаются самые короткие ночи в году — «воробьиные». Дорофея просят сон дать, к солнцу — о загаданном сказать. На Дорофея сон — трава расцветает. Сон — траву называют еще прострелом. На Дорофея утро вчера мудренее, потому что под головой сон-трава лежит. Не мудрен сон на Дорофея, да вещий.

Святитель Феофан Затворник.Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, с Ним нечего бояться, и забыли. Так бывает и в порядках жизни, житейских и духовных. Подымется буря бед или страстей, мы обыкновенно встревоживаемся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей: а Господь шлет нам урок: «маловеры!» И справедливо! Нельзя, чтоб не обратить внимание на происшедшее; но можно всегда сохранить разумное спокойствие. Прежде всего посмотри, чего хочет от тебя Господь, и покорись смиренно под крепкую руку Его. Не мятись, не полошись. Затем воздвигни веру свою, что Господь с тобою и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: «погибаю!», а с преданностью взывай: «Господи! если хочешь — можешь. Однако не моя, но Твоя воля да будет». Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю.

19 июня Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта (5 лет).

Международный день прогулки.

Илларион. Ларион Пропольник. С этого дня обыкновенно начинается прополка льна, проса и хлебов. Говорят: Пришел Илларион — дурную траву из поля вон. Не справишься с сорняками вовремя — по миру пустят, нахлебники. Говорили крестьяне: Поле полоть — руки ко-лоть, а не полоть, так и хлеба не молоть, По-сеяли злаки, а косим осот да маки. Но и траву сорную полоть надобно было, ведая, на ущербе ли месяц стоит. На полную луну полоть бесполезно. Сорняки скоро опять рост возьмут. Сорняк в поле оставишь — урожай удавишь. Осот да лебеда — для посевов беда.

Святитель Феофан Затворник.Строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою выдержать их. Если же, не имея этой ревности, возмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показностью подвижничества, то не на пользу это будет. Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Строгость без внутреннего духа — то же что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых мехах. Заплата отпадет, и дыра делается еще больше, а вино прорывает мех, и само пропадает и мех делает негожим. Это, впрочем, не значит, что строгости не годны, а внушается только, что надо начинать их в порядке. Надобно сделать, чтобы потребность их шла извнутрь, чтоб они удовлетворяли сердцу, а не теснили только совне, как гнет.

20 июня Всемирный день беженцев.

Всемирный день жонглирования.

День специалиста минно-торпедной службы ВМФ России.

День святого Георгия Победоносца в России.

Федот Страж, Урожайник. Святой Федот тепло дает — в рожь золото ведет. Святой Федот на дождь поведет — к тощему наливу (колоса). Если погода теплая и ясная — зерно будет крупное. В этот день можно было смело в прудах да реках купаться, никаких русалок не бояться, если помолиться святому Федоту. Федот, по повериям русского народа, в этот день сидел у воды с острым серпом, если видел русалку, то сразу серпом ей волосы обрезал. А в волосах у русалок вся сила колдовская была, потому и боялись они Федота.

Святитель Феофан Затворник.«Не судите, да не судимы будете». Что за болезнь — пересуды и осуждение! Все знают, что это грех, а между тем ничего нет обычнее в речах наших, как осуждение. Иной скажет: «не поставь Господи в осуждение», а все-таки осуждение свое доведет до конца. Иной оправдывает себя тем, что разумному человеку надо же иметь свой взгляд на текущее, и в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим; но и простое ухо не может не различать в речах его высящегося и злорадствующего осуждения. Между тем, приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным. Кто возчувствует себя таким, тому некогда будет судить других. Только и речей у него будет: «Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!»

21 июня Международный день йоги.

Международный день скейтбординга.

День кинолога. День селфи.

День медицинского работника.

Международный день отца.

Всемирный день гуманизма.

День города Бийск (311 лет).

Федор Летний. Стратилат. Колодезник. Стратилат грозами и грачами богат. Пора наступления летних гроз. Федор Стратилат грозами богат: гром поутру — не к добру: мужик с сеном не уберется, сено погноит. Если во время грозы слышатся раскаты грома — жди затяжного ненастья. Перед грозой лес притихает. Если гром долго гремит — ненастье надолго, а если он переходит с места на место — будет град и холод. Стратилатовы росы — вещие: большие росы к хорошим льнам да большой конопле. Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший. Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший. С Феодора дня пошли навозница (вывозка навоза на пары). Клади навоз в пору, соберешь хлеба гору. На Феодора Стратилата колодцы рой. Колодезники с вечера под этот день кладут сковороды на места, назначенные для колодезей. На другое утро, при солнечном восходе они снимают их и по отпотевшей сковороде узнают, где есть вода: сковорода, покрытая водяными струями, указывает на обильные водяные запасы; сковорода, слегка отпотевшая, обещает маловодный колодезь; сковорода, совершенно сухая, ничего не обещает хорошего; сковорода, облитая дождем, предвещает все невыгоды их летних занятий. Начало сильной жары. Начинали уборку ржи.

Послание к Римлянам.Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

22 июня День памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны (79 лет).

Кирилл. Солнцеворот. Конец Весны Начало Лету. Самый длинный день, самая короткая ночь. «С Кириллина дня — что солнышко дает, то у мужика в амбаре». В этот день сажали позднюю рассаду. Поспевает земляника. На Кирилу наступает время косить да сено сушить.

Святитель Феофан Затворник.Посылая на проповедь св. апостолов, Господь заповедал им всех звать, говоря: «приблизилось Царство Небесное», то есть пришло Царствие — идите в него. Нам же что следует проповедовать? Надо всем кричать: сыны Царствия! не бегите из Царствия в неволю и рабство, — потому что бегут. Одних пленяет свобода ума: «не хотим, говорят, уз веры и гнета авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим». Ну, и порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии греков — и величаются. . . Других увлекает широкий путь страстей: «не хотим, говорят, знать положительных заповедей, ни требований совести, — это все отвлеченности: нам нужна естественность осязательная». И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут…

23 июня Международный Олимпийский день.

День балалайки (праздник музыкантов-народников) (12 лет).

Международный день вдов (9 лет).

Тимофей. Тимофей Знамений. Наступает день знамений. Коли на Тимофея знамения — будет голод. Знамение — это неожиданное явление, не предусмотренное в календарном цикле. И тем не менее каждое знамение имело свое толкование. В каком-то смысле наши предки стремились подготовить себя даже к случайности, к внезапным переменам. По преданию, в этот день по земле ходят призраки и смущают людей. Если кому-нибудь привидятся мыши на поле — это к не урожаю, если стая волков — к гибели домашнего скота, стаи ворон предвещают повальные болезни и смерть людей. Если приложить ухо к земле, то, по примете, можно услышать, как стонет земля, — это к пожару. Радуга к голодному году. К голодному году в этот день бывали такие знамения: по гумнам бегают вереницами мыши, и никакой глаз сосчитать их не может. Если по полям во все утро бродят такие стаи голодных волков, что ужас нападает на самого бесстрашного, это значит, что будет в этом году падеж скота. Если вороны стадами летят из-за лесов, так что и свету божьего не видно, то будет повальный мор людей. Если же сама Мать Сыра — Земля стонет, да так жалобно, что у крепкого мужика текут слезы от надсады, это предвещает пожар. Если яровой и озимый хлеб играет от межи до межи да огонь по нему бежит, так что православному человеку и глядеть страшно на такие ужасы, быть засухе. А если кому в небе огненный змей привидится — неминуема война. Любой пустяк, на который в другой день и внимания бы никто особого не обратил, на Тимофея обретал пророческое значение. Кто нечаянно завидит свет в своем доме, жди счастья. Родинка на таком месте, что самому видно — к худу, а не видно — к добру. Обознаться в человеке — к свадьбе или к покойнику. Перчатку потерять — к несчастью. Зеркало разбить — к худу. Кирпич выпал из печи — к худу. Счастливо то село, где ни одному человеку ничего не привидится в этот день.

24 июня День Республики Чувашия.

Праздник летнего солнцеворота.

Варфоломей и Варнава. На Варнаву — не рви травы, ибо в этот день по травам, по лугам и полям, по лесам и долам в полдень сила неведомая катается. Делит между собой уделы: кому во сенях хомуты да вожжи спутывать, кому травы ядовитым жаром полнить, кому во колодце ребеночком рыдать, род людской пугать.

Святитель Феофан Затворник.Говорил еще Господь апостолам, что если какой город не примет их, и слов их слушать не станет, то «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». А что будет нам за неслушание слов Божественного Откровения? Нашей безотрадности и меры не будет. После стольких осязательных доказательств не верить истине Божией есть то же, что впадать в хулу на Духа Святого, в богохульство. И однако же, мы не робеем. Одного спириты утешают: «Какой суд! Только родиться лишний раз придется». Другому книжники натолковывают: «Кого судить? Все атомы: разлетятся и всему конец». Но придет, други, час смерти; разлетятся мечты эти, как призраки, и существенность предстанет во всей своей неумолимости. Что тогда?. . . Бедное время наше! Ухитрился враг губить души наши. Знает, что страх смерти и суда самое сильное средство к отрезвлению души, — и заботится всячески разогнать его, и успевает. Но погасни этот страх, отойдет страх Божий; а без страха Божия совесть становится безгласною. И стала душа пуста, стала облаком безводным, носимым всяким ветром учений и всякими порывами страстей.