11 Июля— Всемирный день народонаселения.
Всемирный день шоколада (24 года).
День художника по свету.
Крапивное заговенье. Это канун Петрова дня. Поэтому в ночь с этого дня на Петровки молодежь спать не ложилась, а веселилась до утра. Кроме того, этот день называли еще Крапивным заговением, потому что приходит крапиве срок терять свою лечебную силу. Последние щи из молодой крапивы. Говаривали, кто в ночь на 12 июля найдет цветущий петров — крест да корень вырвет, то корень этот и от напасти избавит, и приведет к заклятому кладу, и покажет тот клад, и поможет из земли достать.
Святитель Феофан Затворник. «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных». Итак, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно восприимет сожаление и скорее будет готово плакать, чем укорять. Действительно, грех осуждения — плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это — дело человекоубийственное и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони. Там бывает много и клеветничества, которое из того же источника, ибо диавол потому и диавол, что клевещет и всюду распространяет клеветливость. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтоб Он всех нас помиловал, не того только, кого хотелось осудить, но и нас, и может быть больше нас, чем того, — и замрет злой позыв.
12 Июля— Всемирный день бортпроводника гражданской авиации.
День фотографа.
День Петра и Павла. Петровки. День убывает, жара прибывает. Кукушка перестает куковать, а соловей — петь. Самый разгар лета. Петров день — праздник солнца. В народе говорили «Петр — Павел жару прибавил». Крестьяне выходят на заре смотреть, как солнце будет играть. В Петров день умываются из трех ключей — родников. «С Петрова дня — красное лето, зеленый покос». Петр покровитель полей. Это день ярмарок. Начинаются «Петровские гулянья» — с песнями, хороводами, качелями. С Петрова дня начинается страда. Речное купанье в этот день очищает от грехов прелюбодейства. Апостол Петр считается в народе покровителем рыбного промысла и потому нередко прямо называется Рыболовом. Заканчивается весенний и начинается летний рыболовный сезон. Рыбаки усердно отмечают день своего покровителя и стараются не пропустить рыбалку в этот праздник. Такое верование особенно сильно было между рыбаками, и потому они часто обращались за помощью к этому святому апостолу. Приходилось ли закидывать сети, застигнет ли на воде буря, не удастся ли рыбный лов — рыбаки всегда молились апостолу Петру. В иных случаях они даже складывались на большую восковую свечу и ставили ее пред образом «ловца рыб» — апостола Петра. Сама Церковь тоже считает приличной и уместной молитву апостолу Петру как покровителю рыбного промысла. Идущий на рыбалку бывалый рыбак никогда не скажет, куда он идет, так как водяной любит секреты и уважает людей, умеющих хранить тайны… Ясно на Петров день – год будет хорошим. На Петров день дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, а три — богатый. Придет Петрок — сорвет листок. С Петрова дня красное лето, зеленый покос. В Петра зарница хлеб зорит. С Петрова дня в поле пожня (покос). Прошла Петровка — опало по листу, прошел Илья — опало два. Соловьи поют до Петра, а кукушка кукует. Петровка — голодовка.
13 Июля— День города Арзамас (441 год).
День города Калининград (764 года).
1882 год – первые телефонные станции в Российской империи.
День Двенадцати апостолов. Проводы Весны. В этот день устраивают проводы весны. Крестьяне, собираясь на покос, одевались во всё лучшее. Если кукушка продолжает куковать, лето будет хорошее и долгое.
Святитель Феофан Затворник. Одному из хотевших идти вслед Господа Он сказал: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», а другому, хотевшему прежде похоронить отца, сказал: оставь мертвого; его похоронят другие, а ты иди за Мною. Это значит, что кто хочет идти за Господом, тому не должно ожидать от этого следования на земле никакого утешения, а одних лишений, нужд и скорбей, и что житейские заботы, даже самые законные, не совместны с этим следованием. Надобно отрешиться от всего решительно, чтоб ничто уже не привязывало к земле; затем обречь себя на всесторонние страдания или крест, и снарядившись таким образом идти за Господом. Такова прямая воля Господня! Но кому эта заповедь — апостолам только или всем христианам? Рассуди всякий сам. Отвергнуть себя и взять крест — всем ли сказано? Потом, возлюбить Господа больше отца и матери, братьев и сестер, жены и детей — всем ли сказано? Вывод ясен. Как же быть? Однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу и Он ответил им: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).
14 Июля— День российской почты (25 лет).
День рыбака (38 лет).
День действий против рыбной ловли.
1471 год – победа москвичей в Шелонской битве.
1860 год – создание Государственного банка Российской империи.
Кузьма и Демьян. Летние Кузминики. Разгар сенокошения. Идет прополка огородов. Выходят с этого дня на покосы. Говорят: «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут». Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли. Огородники начинают полоть гряды и вырывать так называемые «корневые овощи» для продажи. Летние Кузминики — праздник женский. В этот день устраивали женские сборные пиры — братчины, готовили растительную пищу, пили пиво. Девушки варили кашу — сыпчину, «сборную» общую кашу, на которую каждый приносил что мог: кто муку, кто зерно, кто сахар, кто соль. Идет сбор малины и крыжовника.
Святитель Феофан Затворник. Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.
15 Июля— 1812 год – салют в честь победы России над Наполеоном Бонапартом.
День Фотия. Берегиня. В этот день по старой памяти чествовали Берегиню — покровительницу живущих по берегам рек и защитницу здравия. Она хранила крестьянский от всех напастей, от недородов. Она берегла крестьянский скот, была пособницей рыбакам. По древним поверьям, в этот день Берегиня оглядывает сенокосные угодья, полнит травы целебными силами. Позднее вера в Берегиню перешла в такие заговорные слова: «Матушка Сырая Богородица, сыми с ново сердца тяготу. Встану благословись хлеб — соль едучи, во дворе ли идучи, острой косой ли скашимиочи!» Руки Матери Сырой Богородицы как бы держат цветы и травы. Вышивальщицы украшали полотенца знаками росы, животворная сила которой, касаясь лица крестьянина, снимала бы усталость, передавала бы утреннюю прохладу. В сенокосную пору полагалось вышитые полотенца выносить на луга. Умываясь, косцы вытирали лица целительными полотенцами, свято веруя, что образ Матери Сырой Богородицы приник к их душам и не оставит и ныне, и впредь.
Святитель Феофан Затворник. «Можно в субботы делать добро». Это сказал Господь по исцелении в синагоге в субботу сухорукого, и в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за то, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целью — покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но за то позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного. Неделание отдаляло фарисеев от делания добрых дел, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от них. Вечером под воскресенье — театр, потом еще какое-либо увеселение. Утро проспано; в церковь некогда. Несколько визитов, обед; вечером опять увеселения. Так отдается все время чреву и услаждению прочих чувств; о Боге и благотворении некогда и вспомнить.
16 Июля— 1896 год – первый российский автомобиль презентован публике.
Мокий и Демид. Маков День. На Мокия лучше не начинать новых дел и вообще следует быть острожным. Мокий и Демид в поле стоят Мокий землю мочит, а Демид — на стогу стоит. Мокий поля орошает, а Демид с сеном убрать поспешает. Еще этот день называли Стожары, или Сажар. Стожары — это созвездие Плеяд, Медведица. Появление сего созвездия предвещает звероловам счастливый поиск. Не видя его, они ни за что не решатся быть в лесу за охотой. Поэтому говорят: «Коли звездисто и стожар горит, иди смело на медведей». На Мокия, в Маков день, собирали мак. В этот день часто бывают грозы.
Святитель Феофан Затворник. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Кто же с Господом? Тот, кто живет и действует в духе Его; кто не позволяет себе ни мыслей, ни чувств, ни желаний, ни намерений, ни слов, ни дел, которые были бы неугодны Господу и противны Его явным заповедям и определениям. Кто живет и действует иначе, тот не с Господом, следовательно, не собирает, а расточает. Что же расточает? Не только силы и время, но и то, что собирает. Богатство, например, не с Господом собирает тот, кто копит только его, не делясь с другими и себя лишая даже нужного, или кто собирая его, частью тратит на пышное содержание себя, частью расходует на тщеславные жертвы, частью оставляет наследникам. На тот свет явится он ни с чем, — и будет там беднейшим из беднейших. Напротив, с Господом собирает богатство тот, кто через руки бедных и нуждающихся препровождает собранное в вечные сокровищницы. Когда умрет такой человек, на том свете все найдет сохраненным, нерасточенным, хотя бы он всю жизнь свою расточал. То же самое приложимо и к собиранию знаний. Тут расточение еще очевиднее, потому что еще здесь становится явным, как не о Господе мудрствующий собирает будто горы знаний, а между тем все они хлам, призрак истины, а не истина. У таких не только не бывает знания, но и смысл человеческий теряется. Они начинают бредить, как сонные. Читайте системы материалистов и вы увидите, что это так.
17 Июля— День рождения морской авиации ВМФ России (103 года). В 1916 году в этот июльский день русские летчики на гидросамолетах М-9, поднявшись с борта авианосца «Орлица», вступили в бой с немцами и одержали убедительную победу.
День этнографа. Праздник по дате совпадает с днем рождения Миклухо-Маклая, знаменитого русского путешественника, который во время своих многочисленных экспедиций занимался различными научными изысканиями, в том числе и этнографическими.
1918 год – расстрел семьи Николая II.
Андрей Налива. В этот день чтили овес и этого дня озимые наливаются. Озими в наливе, греча на всходе. Среди лета появляются на деревьях желтые листья — к ранней осени и зиме. Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет. Озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос. Зерно в колоске, не валяйся в холодке. Выпадавший в этот день дождь называли андреевским. Примечали: «Каков Андрей Налива — таков и Калинник (11 августа)».
Святитель Феофан Затворник. Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда по благодати Божией такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить, — бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нем на первых порах много ревности, которая как огонь жжет бесов и как стрела отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, вбрасывает воспоминание о прежних удовольствиях и вызывает к ним. Но поостерегись только покаянник — от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость: внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобство. Представься оно — и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчею о вторичном возвращении беса в дом очищенный, подметенный.