Народные приметы и праздники

21 мая Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития (17 лет).

День военного переводчика.

День полярника (7 лет).

День Тихоокеанского флота ВМФ России.

День работника БТИ.

День защиты от безработицы (28 лет).

Иван Богослов. Арсений Пшеничник. «На Ивана Богослова загоняй кобылу и паши под пшеницу». «На Арсеньев день — засевай пшеницу». Примечали: «День с дождями — гриб пойдет полками». Сей пшеницу когда зацветёт черёмуха.

Святитель Феофан Затворник. «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Не видящие — это простой народ, в простоте сердца веровавший Господу; а видящие — это тогдашние книжники, ученые, которые по гордости ума и сами не веровали, и народу возбраняли. Умники наши себя считают зрячими, и, потому что считают себя такими, чуждаются веры в Господа, которой крепко держатся простые сердцем и умом. И стало быть, по истине-то Господней слепы они, а народ видит. Они точь в точь как те птицы, которые ночью видят, а днем не видят. Истина Христова им темна, а противное этой истине — ложь, им кажется ясною; тут они в своей стихии. Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: «неужели и мы слепы?» Нечего скрывать: слепы. А так как слепы по своей вине, то грех слепоты и невидения света на вас лежит. Можете видеть, да не хотите, полюбивши обманчивую, но прелестную ложь.

22 мая Международный день биологического разнообразия (19 лет).

Всероссийский день бассейновой индустрии.

22 мая 1905 г. – первая уличная демонстрация рабочих города Смоленска.

Вешнее Макошье (День Земли).

День Святого Николая.

Николин день. Никола Вешний, Никола Теплый.  Один из почитаемых на Руси праздников. Русский народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний — 19 декабря, и Никола весенний (летний) — 22 мая. (17 февраля отмечается также Никола студеный — в память Николая Исповедника, игумена Студийского). Никола Чудотворец — заступник и покровитель русского народа. «Нет за мужика поборника — супротив Николы». «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает». Оба Николы — и Зимний (19 декабря), и Вешний — погоду устанавливают. «Никола Вешний — с теплом, Николай Зимний — с морозом». «Пришел бы Никола — а тепло будет». Травный день. На Евдокию курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся. Дождь на Николу почитается как великая Божья милость. На Николу — вешнего предназначалось картофель садить: «Картофель посади, дня не упусти.» А еще верят крестьяне: «Попроси Николу, а он Спасу скажет». Так что слыл Никола еще и заступником доли крестьянской. Он же покровитель мореплавателей и путешествующих.

Святитель Феофан Затворник.  «Вы не верите, ибо вы не из овец Моих», говорит Господь неверовавшим иудеям. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Неверующие не от стада Христова. Тогда неверующие были такие, которые еще не входили в стадо, а теперь между нами неверующие все те, которые отпали от веры или отстали от стада Христова. Господь — пастырь: все Его овцы по Нем идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Грешники — это овцы больные и слабые, но все же плетущиеся тут же вместе со стадом. А веру потерявшие — это те, которые совсем отстали, и брошены на съедение зверям. Вот они-то настоящие отсталые. Они не из стада Христова и голоса Его не слушают; и Он не знает их, не знает потому, что они не дают знать о себе, как дала знать кровоточивая. И на суде сказано им будет: не знаю вас, отойдите.

23 мая Всемирный день черепахи.

Международный день по искоренению акушерских свищей.

Симон Зилот. В этот день ищут клады и верят, что искателям особенно помогает апостол Зилот. На христианской Руси апостола Симона Зилота стали считать «распорядителем» над всем зеленым покровом земли. По его воле растут разные травы: целебные и дурные, красивые и невзрачные, медоносные и бесплодные. В день памяти святого апостола Симона землю считали именинницей. В этот день не выезжали на пашню – пахота в Симонов день считалась большим грехом. Не «бередили» землю ни бороной, ни лопатой. Даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить ее покой. Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что Симон именно в этот день дает травам чудодейственную силу. И в Симонов день селяне впервые выходили собирать лекарственные травы. Говорили: «На Зилота собирай зелье у болота». Знатоки копали молодые целебные коренья, запасались древесной корой, соцветьями с разных деревьев и кустарников. В каждой семье запасали впрок испытанные и надежные средства от разных недугов и немочей, добытые в окрестных лугах и лесах.  Иные собирали и «приворотное» зелье или зелье от мышей и другой нечисти, заводившейся в крестьянских жилищах. Симон был щедрым «распорядителем» в земном зеленом царстве и добрым «заботником» о здравии и благополучии крестьянина.

Святитель Феофан Затворник. «Когда не верите Мне, верьте делам Моим», говорит Господь. Дела Господни явны были всем, и Он мог указать на них гласно. Это — исцеление разных болезней, изгнание бесов, власть над природою, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они доказывали ясно, что Иисус Христос от Бога, и что слово Его — истина. Для нас к тем делам присоединилось еще — дивная смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные дары духовные в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, доселе не престающие действовать в Церкви Божией. Все это дела Господа. Всякому неверу можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и поверив, прими всю Его истину. Но чем тогда отвечали иудеи Господу? — опять «искали схватить Его». Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы «схватить» не Господа — ибо это не по силам их — а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений.

24 мая День кадровика (15 лет).

День славянской письменности и культуры.

День Святых Кирилла и Мефодия.

День города Рязань (925 лет).

День города Иваново (459 лет).

Мокей, Мокий Мокрый.  День этот считается показателем погоды для всего лета. Если мокро, то и все лето мокрое, и наоборот. Коль багряный восход, а днем дождь — лето мокрое и грозовое придет. Если восход солнца был багровым, то и лето будет грозовое, грозное, с пожарами. Случившиеся в этот день туманы означают также сырое лето.

Святитель Феофан Затворник. Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк», ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник». Простота веры не умеет связать этих понятий — грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно», говорит им здравая логика веры, «что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Казалось бы, после этого ни-чего не оставалось, как преклониться перед си-лою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры, и изг-нала ее вон… Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен — люди одного покроя.

25 мая Последний звонок.

День филолога.

Международный день пропавших детей.

День Нерпёнка. День полотенца.

Всемирный день щитовидной железы.

День освобождения Африки.

День Епифана. Рябиновка. Если на Епифана утро в красном кафтане, то и лето будет сухое, пожарное. Зацветает рябина – к пожарному лету. Если на прудах на Епифана появились листья кувшинки — к окончанию заморозков. Цветы белых кувшинок также не следовало никогда приносит в дом, так как это грозило гибелью всего домашнего скота. Кувшинку наши предки называли «одолень— травой». Название это, как считается, произошло от слова «одолевать». Считалось, что водяные лилии могут одолевать нечистую силу и недуги. «Кто найдет одолень-траву, — говорится в одном травнике: — тот вельми талант себе обрящет». Отваром одоленя предки наши лечили зубные боли и отравы. Другим, не менее сильным оберегом, была рябина, которая обладала силой защищать от несчастий и бед, недаром ее всегда сажали в палисадниках перед домом. Она защищала от сглаза. Ветка рябина помогала найти путь к дому из леса. Девушки в красных сарафанах в этот день приходили к рябине и просили ее уберечь дома от пожаров, поскольку считалось, что если в этот день утро «в красном кафтане» (ясная заря), то летом будет много пожаров.

Святитель Феофан Затворник. «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит». Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это — вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: «лучше, чтобы один человек умер», а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви — неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

26 мая День предпринимателя.

День снежного барса на Алтае (10 лет).

День хождения босиком.

Лукерья Комарница.  Появляются комары вместе с теплым ветром. Много комаров – к хорошему овсу, а нет комаров – овса и трав не будет. Если на Лукерью много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек. Если с этого дня и по 22 июня убьешь комара — их прибавится дюжина, а если убьешь после летнего солнцестояния — комариное племя на дюжину убавиться. Начинается сбор лекарственных трав. На Лукерью часто летают стрижи и ласточки — к теплу.

Святитель Феофан Затворник. «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». Итак, если хочешь быть плодоносным, — умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты уже умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят — молчи, и бранят — молчи, и прибыль получишь — молчи; сыт — молчи, и голоден — молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, — в другой жизни, перед лицом Бога всеправедного, готовясь услышать последний приговор. Какой же, скажете, плод от этого, когда тут, все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия, да еще какая. Одна минутка осталась, скажешь себе, — сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь, — и сделаешь. Так и в каждую минуту.

27 мая День смелых решений.

Общероссийский день библиотек (библиотекаря) (25 лет).

День города Санкт-Петербург (317 лет).

Всемирный день борьбы с рассеянным склерозом.

Сидор Огуречник. Сидор Бокогрей. Прилетание Птиц. Сидор с ветрами. До этого дня по земле ещё заморозки ходили, но пришла им пора – отступить. На Сидора холодно – всё лето такое. В этот день прилетают из-за теплых морей стрижи и касаточки, а с ними приносится тепло. Ранние ласточки — к счастливогму году. С этого дня прекращаются северные ветры. Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а вот если день холодный да ветреный, то и огурцов не жди.

Святитель Феофан Затворник. Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде. Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут — корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.