Димитрий Смирнов (1951-2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, миссионер
Отец Димитрий Смирнов, ныне покойный, всегда и везде высказывался прямо, называя вещи своими именами. В одном из своих интервью он затронул тему семейных отношений, воспитания детей и телевидения.
Когда жена ругается с мужем, пилит его, как пила… Необходимо взять её за руку, взглянуть в её глаза и произнести: «Остановись. Давай вместе обсудим эту ситуацию. Пойми, у меня не осталось никакого терпения. Ты могла бы перестать предъявлять претензии?.. Ради нас и нашей любви, ради совместно прожитых лет. Мы же уже столько всего пережили. И этот конфликт переживём. Переживём?»
Ну, есть ещё другой вариант: друг друга поменять. Я поменяю жену, а ты поменяешь мужа. Можно даже каждый год менять.
А почему нет? Все вокруг поступают подобным образом. Даже по телевизору не стесняются об этом говорить.
Меня однажды удивила певица Людмила Зыкина, которая заявила, что она четыре раз была замужем, и со всеми мужьями у неё прекрасные отношения. Правда, жизнь свою закончила в одиночестве… В старости уже никому не нужна была.
Меня сразило наповал, что человек откровенно рекламирует свои разводы. Это же популярный человек, на неё молодёжь смотрит и, наверное, думает: «Ну, если народной артистке Людмиле Зыкиной так делать можно, ну, а мне-то — тем более».
Вообще телевидение — это гениальнейшее изобретение. Но то, как его используют — это большой вред для человеческой души. Оно могло бы сеять разумное, доброе, вечное, духовное, божественное…
А у нас что транслируют? Все эти бесконечные безумные ток-шоу. Не знаю, как для вас, но для меня эти дозы сверх меры.
Это очень ранит человеческую душу. Яд содержится в словах, в интонации, в самих участниках, в предложенных темах… Всё это — один сплошной яд. От этого же можно рехнуться. И всё это предназначено для того, чтобы каждые пятнадцать минут прокручивать рекламные видеоролики.
Меня часто спрашивают про будущее России, мол, у нас всё будет хорошо? Я честно отвечаю, что этого не случится. Ну, не может этого быть. Мы этого не заслужили.
Я не боюсь говорить об этом. Ну, не я же в этом виноват. Не я же аборты делаю. Не я дымлю в подъездах. Не я матерюсь…
Да-да, ругаться матом — это тоже влияет. Это не мелочь. Слово — это драгоценный дар Бога, который отличает людей от животных. А мы как с ним обращаемся?
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», — написано в Библии. Люди понятия не имеют, о чём идёт речь.
А чем-то мы можем отличиться? Ну, снизилась у нас цифра, касающаяся употребления алкоголя. Благо это? Конечно. Сократилось количество людей, которые содержатся в местах, не столь отдалённых. Благо это? Несомненно.
А что можно сказать о нашей системе школьного образования? Её состояние кого-то удовлетворяет? Искривление позвоночника, ухудшение зрения, нервные истощения и больше ничего… О наших проблемах можно говорить бесконечно.
Можно ли что-то поменять в нашем обществе? Ну, этим же надо заниматься. Если бы я был президентом, я бы Первый канал отдал Церкви. А в школе бы ввёл урок под названием «Семья», о котором я давным-давно мечтаю. Ну, кто расскажет детям о семейной жизни? Гузеева что ли?
Ко мне приходят люди и постоянно спрашивают про супружескую жизнь. Если у меня есть что сказать, то я делюсь. Но опять же, в таком контексте, как бы я поступил на его месте. Но это не всем подходит, потому что я — радикальный человек. И это — мой вариант решения проблемы.
Я считаю, что если есть какие-то сложности и недоразумения, то их надо решать, не откладывая. У меня так жизнь складывалась, что нужно было очень быстро принимать решения в течение очень короткого срока.
Когда люди меня спрашивают, я с удовольствием отвечаю. Я много хороших книг прочёл за свою жизнь и многое видел. Есть, конечно, более мудрые люди, которые наизусть знают Священное Писание. Я тоже Писание знаю хорошо. И могу подсказать, растолковать. Ведь человек обращается ко мне с целью узнать, что Господь по этому поводу сказал.
Вообще я говоря для православной аудитории. Меня только эти люди интересуют, по большому счёту. О чём мне толковать с безумцами?
Что касается семейной жизни… Я живу со своей женой уже пятидесятый год и каждый день узнаю о ней что-то новое. Она всё время меняется. И я всё больше и больше доволен. Это же чрезвычайно интересно — узнавать душу человека. И вот она мне открывается по-тихонечку.
Мы с ней знакомы с детских лет. И вот как-то незаметно добрались до полувека…