Как наказать банк за обман? Новая позиция Верховного суда

Как часто банки, заманивая клиентов с деньгами, обманывают в рекламе, обещая различные привлекательные условия, которые потом не выполняют? Если вы сталкивались с таким, эта история — для вас.

Мужчина из Ульяновска, просматривая вечером телевизионные передачи, увидел рекламу банка. Приятные глазу артисты в рекламе заманивали открыть в банке вклад на очень выгодных условиях — помимо процентной ставки обещали бонус — плюс 1,15 процента от суммы вклада или перевода.

наказать банк

Впечатлившись рекламой и мысленно просчитав выгоду, мужчина в тот же день открыл в банке два вклада по 30 000 рублей каждый. Однако своих бонусов он так и не дождался. Банк взял и передумал, снизив обещанный рекламой и договором бонус до 0,58 процента. Образовав таким образом гражданину упущенную выгоду.

Обиженный вкладчик обратился в суд. Впрочем, местные суды защищать его не стали — суды трех инстанций решили, что банк вполне имеет право «передумать».

Верховный Суд РФ имеет иное мнение.

ВС РФ напомнил давнее судейское правило — в отношениях с банками гражданин является экономически слабой стороной, а потому его интересы нуждаются в особой защите. Так постановил Конституционный суд (N 4-П от 23 февраля 1999 года).

Менять условия сделки в одностороннем порядке, когда участники сделки — банк и гражданин, может только гражданин.

Единственное исключение для банка, когда ему позволено менять условия договора, это улучшение положения клиента. Так прописано в постановлении пленума самого Верховного суда (N54 от 22 ноября 2016 года).

В итоге вкладчику пересчитают проценты по вкладам и компенсируют моральный вред. А другим вкладчикам, попавшим в аналогичную ситуацию, может быть полезна эта новая для «местных судов» позиция Верховного Суда РФ.

Источник: Правовая инструкция 9111.ru