Алексей Ильич Осипов — профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, проповедник, писатель.
Чего особенно надо человеку бояться? Грех, который является началом страсти, и порождает страсть. Но это никакой-то конкретный грех – ни гордость, ни жадность, ни прелюбодеяние… Нет!
Самый страшный грех – это тот, который мы совершаем без какого-то насилия. Добровольно, легко… Ничто меня к нему не влечет. Могу не делать. А могу и сделать. Вот это и есть самый страшный грех. Я знаю, что это нехорошо. Я знаю, что желательно этого не делать. И нет никакого насилия… Но я совершаю это.
Что имеется в виду под словом «насилие»? Например, если я всю жизнь выпиваю, то не пить я не могу. Не закурить не могу. Не обругать или через каждое слово запустить матом – не могу! Настолько привык, что не могу!
Самый опасный грех – это тот, с которым мы сейчас можем справиться. Меня никто не понуждает, не заставляет, не насилует. Я могу этого не делать.
К примеру, мы с приятелем разговариваем о каком-то человеке. И я что-то не хорошее о нём знаю. И я не могу не сказать. А иногда я чувствую, что могу воздержаться. Я имею силы этого не сделать… я всё-таки говорю. Вот это самое страшное.
Этот грех означает мой добровольный выбор в то время, когда я совершенно спокойно стою перед выбором. Меня никто и ничто не толкает, я сам выбираю – бог или против Бога. Здесь я показываю направление своей воли. Выбор своей жизни в этом, кажется, мелком акте. Акт-то, действительно, небольшой. Кажется, многое и не значит. На самом деле тут нужно поверить святым отцам, которые утверждают, что это самый опасный грех.
#Марк Подвижник прямо говорит: «Причинами наших невольных грехов являются наши произвольные грехи». Когда я свободен, когда у меня нет страсти, нет влечений, нет понуждений… Ну, подумаешь, какой это грех? Чепуха! Мелочь!
#Святые отцы утверждают, что именно этим своим актом я фактически избираю вместо Бога дьявола. И они дают нам серьезное предупреждение.
Мы никогда не знаем, в какой степени этот мелкий грех, но совершаемый нами добровольно, не соединит нас с дьяволом.
Преподобный Антоний Великий утверждал, что, когда мы стараемся жить по заповедям, мы повернуты лицом к Богу, мы соединяемся с Божьей благодатью. Когда же мы добровольно грешим, тогда мы соединяемся с демоном – мучителем. Над этим стоит задуматься!