Может ли человек yмepеть случайно или нет? Об этом размышляли священнослужители Андрей Ткачёв и Фёдор Бородин.
Андрей Ткачёв — протоиерей, писатель, проповедник, миссионер, телеведущий, блогер:
Не думаю, что смepть бывает случайной. Человек — это такое сложное существо, что он не может внезапно сыграть в ящик по какой-нибудь причине, неизвестной для Бога.
Вы посмотрите, как сложно устроен человек на молекулярном уровне. На уровне клетки, на уровне обновления, на уровне сложной настройки внутренних процессов, на уровне вегетативных процессов — дыхания, кровообращения… У нас в глазах и мозгах столько пикселей содержится, сколько во всех компьютерах мира. Ухо реагирует на звук с такой страшной чуткостью, с которой не реагирует ничто из акустических систем рукотворных.
Человек — это сложнейший аппарат, даже если ничего великого не делает, если он не Рембрандт, не Моцарт и не Александр Суворов… Это настолько сложное существо, что даже если не брать его устремленность в вечность, его способность молиться, его достоинство после воплощения Христа… А боговоплощение возвеличило человека непомерно, а вознесение Христа после воскресения вообще посадило человека в недра Божества — одесную Отца.
Можно ли говорить о случайности в самом факте рождения человека, во всех событиях его жизни? Если посчитаны волосы на нашей голове, взвешены наши вздохи, то у нас нет оснований, с точки зрения книг святых отцов и опыта богообщения, говорить о случайной смepти.
Для наших глаз, конечно, смepть видится случайной. Шёл-шёл, упал, ушёл под лёд. Упала сосулька. Схватило сердце. Уснул и не проснулся. Для нас это всё кошмарно выглядит, и мы сотрясаемся в страхе от того, что человек смepтен. Человек смepтен, и смepтен внезапно, как написано у Булгакова.
Но, с точки зрения Господа Бога, мы отсекаем эти мысли с помощью меча веры и стоим на твёрдом непоколебимом фундаменте убеждённости в тотальном Промысле Божьем. Потому что нет таких уголков во Вселенной, где не действует Промысл Божий.
Господь промышляет о человеке, думает, переживает… И на этих путях успокаивается сердце.
Фёдор Бородин — протоиерей, публицист, писатель, общественный деятель, Настоятель московского храма свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, отец восьмерых детей:
В Книге Екклесиаста читаем слова Соломона: «Не предавайся греху и не будь безумен: зачем тебе yмиpать не в своё время?»
Или читаем в другом месте: «Не ускоряйте смepть заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших».
Конечно, случайной смepти не бывает, потому что смepть в руках Божьих. Когда Господь видит, что жизнь человека дальше не имеет смысла, то Он забирает человека.
Помните, как в Евангелии от Марка Господь говорит, что Царство Божье подобно зерну: бросил его в землю, оно пускает корень, потом вырастает колос, далее образуется семя. И когда будет плод, немедленно посылается серп. То есть когда человек приносит плод или перестаёт приносить плоды и нет никаких надежд, что он переменится, тогда посылается серп.
Поэтому грех человека — если он бездарно проживает жизнь, не выполняет Промысл Божий о себе. А у нас о каждом есть Промысл, то есть замысел, то есть мысль Божья о том, что человек может и должен созидать здесь, на земле, чего он может достичь.
Но иногда случается, что Господь забирает праведников, которые всем очень нужны в земной жизни.
Я помню, много лет назад Москва была потрясена двумя смepтями. Сначала погиб в аварии отец Алексей Грачев. Он так был всем нужен, у него было столько духовных чад, он активно восстанавливал храмы. Он был удивительным священником.
А через год погиб отец Федор Соколов, тоже чрезвычайно всем нужный. Он был утешением и отрадой для сотен и сотен людей. Девять деток у него осталось. Младшей дочке тогда было три месяца.
Господь их забрал, конечно, не за грех. Но, видимо, Господь имеет Промысл о нас не только здесь, но и там. И там человека ждёт какой-то труд. И вот Господь увидел, что эти люди уже готовы для Царства Божьего и забрал их. Для окружающих это страшное горе и испытание, а для них самих это спасение.
В Книге Премудрости ещё говорится о том, что Господь забирает человека по причине, чтобы он не был развращен окружающими. Чтобы он в той чистоте, которая у него сейчас есть, сохранился. Господу открыто будущее человека и открыты все выборы человека. И Он понимает, что сейчас человек ближе всего к Небу. Это вершина его жизни. И посылается серп.
Конечно, мы пытаемся объяснить ту или иную смepть. Но это есть тайна, которая нам будет открыта тогда, когда мы будем там. Не раньше.
Сейчас мы можем только предполагать, почему случилось так, а не иначе. Мы не можем узнать суды Божьи сейчас. Но мы верим Господу. То есть мы доверяем, что так было нужно. Хотя это бывает очень больно.